- Водоизмещение - 2055 (стандартное)
3200 (полное)
- Длина - 67,7 м
- Ширина - 18,06 м
- Осадка - 6 м
- 3 дизеля по 1800 л.с.
3 эл. двигателя 2 х 2400 л.с + 1600 л.с.
- 3 винта 2 кормовых, 1 носовой
- Скорость хода - 14 уз.
- Дальность - 5500 миль
- Автономность - 17 суток
- Экипаж - 39 человек
- Вооружение (на кораблях ВМФ)
1 × 2 — 57-мм,
1 × 2 — 25-мм |
Ледоколы проекта 97
Серия из 32-х судов нескольких модификаций для круглогодичной работы в Северном Ледовитом океане. Самая массовая серия ледоколов СССР.
Строилась в период c 1960 года по 1981 год на Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Основной проект был заказан ВМФ СССР. Другие модификации - 97А - для гражданских нужд, 97АП - патрульный, 97Б и 97Д - гидрографические, 97П - пограничный.
На август 2020 года в строю остаются 9 судов серии.
Головным судном серии стал "Добрыня Никитич", а завершающим - едиственный ледокол модели 97Н (научно-иссследовательский) "Отто Шмидт".
Это были первые в СССР ледоколы с дополнительным носовым винтом.
Они так-же были оборудованы балластными цисцернами, позволявшими менять дифферент и крен, предотвращая застревание судна и дополнительно разламывая лёд.
Долгое время эти модели ледоколов оставались оптимальными по эксплуатационным и экономическим параметрам.
Двое из членов этого семейства - ледоколы проекта 97А "Василий Прончищев" и 97N "Отто Шмидт" попали и на почтовые марки.
Модель ледокола проекта 97
фотографии, чертежи, схемы
Схема головного ледокола серии проекта 97 "Добрыня Никитич"

Вариант модификации с носовым орудием для ледоколов "Пурга" и "Вьюга"

Общая компоновочная схема ледокола проекта 97
Продольный осевой разрез и планы верхней и нижней палуб

Компоновочная схема и общий чертёж ледокола модели 97А "Василий Прончищев"

Ледоколы модели 97А "Юрий Лисянский" и "Садко"

Гидрографическое судно «Владимир Каврайский» проекта 97Б

Модель научно-исследовательского ледокола «Отто Шмидт» проекта 97Н (Российский государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге)

По своим параметрам «Отто Шмидт» несколько отличался от всех остальных ледоколов серии:
- Длина наибольшая - 73,0 м
- Ширина - 18,6 м
- Высота борта - 8,3 м
- Осадка - 6 м
- Водоизмещение - 3700 т
- Мощность гребных электродвигателей - 4800 л.с.
- Скорость полного хода - 15 уз.
- Дальность плавания экономическим ходом - 11 000 миль
- Автономность - 55 суток
- Экипаж - 54 чел.
- Научный персонал - 30 чел.
Ледокол «Отто Шмидт» (а – боковой вид; б – план III яруса надстройки; в – план II яруса надстройки; г – палуба бака; д – верхняя палуба). Проекция «корпус» теоретического чертежа

1 – дифферентные отсеки; 2 – румпепьное отделение; 3 – цистерна дизельного топлива; 4 – кормовые гребные электродвигатели; 5 – буксирная лебёдка; 6 – главные дизель-генераторы; 7 – котельное отделение; 8 – вспомогательные дизель-генераторы; 9 – радиорубка; 10 – штурманская рубка; 11 – ходовая рубка; 12 – каюта капитана; 13 – кают-компания; 14 – носовой гребной электродвигатель; 15 – медицинский блок; 16 – двухместные каюты команды; 17 – столовая; 18 – камбуз; 19 – помещение возбудителей; 20 – механическая и электромеханическая мастерская
Вариант пограничного ледокола модели 97П с вертолётной площадкой на корме
