- Водоизмещение - 870 / 1000 т
- Длина - 44,81 м
- Ширина - 10,97 м
- Высота борта — 5,03 м
- Осадка 3,36 - 3,64 м
- Дедвейт - 112 т
- 2 вертикальные паровые машины
- Мощность - 1400 л.с. (2х700 л.с.)
- Скорость хода ок. 8,6 уз. (16 км/ч)
- Автономность - 3 суток
- Экипаж - 50 чел. 25 - палубная команда 25 - машинная
- Пассажировместимость 40 чел. - I и II классы 400 чел. - III класс
|
"Саратовский ледокол"
Паровой ледокол-буксир. Построен в 1895 году в Англии, в Ньюкасле, по заказу Рязанско-Уральской железной дороги для проводки железнодорожных паромов, перевозки грузов и пассажиров через Волгу в зимний период. Преодолевал лёд толщиной до 70 см.
Первый ледокол в России, первый речной ледокол в мире.
Само слово "ледокол" ещё не вошло в употребление и в качестве названия использовалось как имя собственное.
Имел уникальную разборную по оси конструкцию с продольной водонепроницаемой переборкой для прохода через узкие шлюзы Мариинской водной системы. Каждая половина имела самостоятельную паровую машину и трубу.
Своим ходом пришёл в Петербург, поднялся по Неве до Ладожского канала, и затем разобранным на две части по каналам был переправлен в Волгу. Там был вновь собран и перешёл в Саратов.
В 1897 г. С.О.Макаров изучал работу "Саратовского ледокола" при проектировании "Ермака"
Участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах. В первом случае красные установили на нём 4 пушки и 12 пулемётов.
Во время Сталинградской битвы были установлены два зенитных орудия. Перевозил технику, солдат и боеприпасы, на проведённых им паромах было переправлено 53 тысячи вагонов.
Использовался при строительстве Волжской ГЭС, саратовских железнодорожного и автодорожного мостов и др.
Был плавучей котельной. Документальные кадры работы на строительстве вошли в фильм «Строится мост».
Затонул в 1968 году в районе моста «Саратов — Энгельс» со стороны Энгельса в 20 м от берега на средней глубине 4 м.
По оценкам водолазов достаточно хорошо сохранился. В наше время планируется подъём, реставрация и создание музея корабля.
Модель "Саратовского ледокола"
фотографии, чертежи, схемы
Модель ледокола из коллекции Саратовского краеведческого музея.

Модель Саратовского ледокола (Нижегородский музей речного флота)
Конструктивный чертёж завода-изготовителя - схема внутреннего устройства, планы верхней палубы и трюма.
Другой вариант чертежа с поперечными сечениями корпуса
Теоретический чертёж
Фотография двух раздвинутых половин ледокола
Общий вид
Схема затопления на настоящее время