Ермак Тимофеевич (1532 — 1585) — казачий атаман, покоритель Сибири "под руку" царя Ивана Грозного.
Ледокол стал третьим судном с этим именем.
До него был построен парусный транспорт, и в 1881 году - паровой колёсный буксир.
После были два ледокола финской постройки. Первый - 1974 г., прослуживший до 2022 года. Второй - построенный в 1999 году и служащий до сих пор.
Кроме того были два сухогруза, танкер, рыболовецкая база и около двух десятков мелких судов - буксиров, катеров и т.п.
Водоизмещение - 8 730 т
Длина - 97,5 м
Ширина - 21,6 м
Осадка - 7,3 м
Мощность - 9000 л.с.
Скорость - 12 узлов
Дальность рейса - 4 400 миль
Экипаж - 102 человека
|
Ледокол был построен удивительно оперативно. От идеи, выдвинутой адмиралом С.О.Макаровым в начале 1897 г. до ввода корабля в строй 19 февраля 1899 прошло около двух лет.
По расчётам Макарова при мощности 20 тыс. л. с. ледопроходимость должна была быть 1,6 м при скорости 2 уз. Приняли мощность 12 000 л.с., но после снятия одной паровой машины осталось только 9000 л. с.
Изначально планировался вариант с носовым винтом, но в итоге от него отказались.
Проект занял менее года, а строительство - 10 месяцев.
"Ермак" стал первым судном арктического класса в мире.
Уже на пути в Санкт-Петербург в начале марта 1899 г. корабль показал прекрасные рабочие качества¸пройдя через мощное ледовое поле.
"Ермак" числился гражданским судном, не входя в структуру ВМФ.
Вплоть до конца Первой мировой войны ледокол практически непрерывно работал поочерёдно то на Балтике, то в Северном Ледовитом океане. Были достигнуты Шпицберген и Земля Франца-Иосифа.
В феврале 1918 "Ермак" обеспечил проводку почти всего Балтийского флота из Ревеля в Гельсингфорс, а потом в "Ледовом походе" привёл 211 кораблей в Кронштадт, спася их от захвата Германской армией.
Осенью 1937 г. из-за рекордных морозов в Арктике вмёрз в лёд весь ледокольный флот. "Ермак" пробил дорогу как минимум для 11 ледоколов, включая "Красин", "Таймыр", "Ф. Литке" и других, не считая многих простых транспортных неледокольных судов.
В этот сезон он за два месяца прошёл всю Арктику с запада на восток.
4 октября 1941 г. корабль вновь был мобилизован и вооружён. 2 х 102-мм, 4 х 76-мм, 4 х 45-мм зенитных орудия, четыре пулемёта. "Ермак" проводил боевые и транспортные корабли, подводные лодки.
В июне 1944 г. вооружение сняли и вернули судно ГлавСевморпути.
В 1963 г. ледокол был списан и в 1965 отправлен на слом. Предложения сохранить его как музей отклика не нашли.
В 1976 г. почта СССР выпустила марку в память о ледоколе "Ермак".
Модель ледокола "Ермак"
фотографии, чертежи, схемы
Модель ледокола "Ермак" на научно-исследовательском судне "Витязь" в экспозиции Музея Мирового океана в Калининграде.
Модель автора Sea Fighter на портале karopka.ru
Модель "Ермака" на ледоколе "Красин" в Санкт-Петербурге.
Чертежи ледокола "Ермак".
Общий вид.
Продольный разрез.
План палубы, план трюма.
Теоретический чертёж.
Сечение по котельному отделению.
Общий вид и вариант первоначальной компоновки ледокола с носовым винтом.
Схема размещения вооружения при мобилизационном варианте в военное время.