- Водоизмещение - 3455 - 4850 т.
- Длина - 80 м
- Ширина - 14,5 м
- Осадка - 6 м
- Мощность - 7000 л.с.
- Две парвые машины
- Скорость хода - 18 узлов
- Регистровый тоннаж 2200 брт
- Полный запас угля - 1400 т.
- Экипаж - 140 чел. |
Ледорез "Фёдор Литке"
Построен в 1909 году в Англии для Канады и изначально назывался "Earl Grey".
В 1914 году, с началом мировой войны, Россия купила ледокол для работы на Северной Двине.
Судно было названо «Канада». В первую же зиму 1914-1915 годов ледокол провёл по реке 146 пароходов.
Ледоколы подобных моделей не ломали лёд своим весом, а раскалывали ударами форштевня. Тогда такие суда назывались ледорезами.
В 1920 г. судну дали имя "Третий Интернационал". а в 1921 - «Фёдор Литке».
В 1934 г. с экспедицией профессора В. Ю. Визе ледорез впервые за одну навигацию прошёл весь Северный морской путь с востока на запад.
Летом 1941 г. на «Фёдора Литке» поставили артиллерию и включили в Беломорскую военную флотилию. Зимой 1941-1942 гг он помогал проводить в Архангельск полярные конвои.
В 1948 и 1955 гг. провёл две гидрографические экспедиции в арктических морях.
В 1955 г. «Фёдор Литке» установил мировой рекорд, достигнув 83°11' широты, не дойдя всего 440 миль (810 км) до Северного полюса. Тогда же была найдена самая глубокая точка Северного Ледовитого океана - 5449 м. Её назвали «депрессией Литке».
Ледокол находился в эксплуатации до 1959 года. Затем был сдан на слом.
Служба ледокола дала повод к выпуску тиража почтовых марок.
В московском Музее морского флота сохранились элементы оборудования и воссоздана часть интерьера ходовой рубки ледокола.
Модель ледокола (ледореза) "Фёдор Литке"
фотографии, чертежи, схемы
Модель ледореза «Фёдор Литке» 1985 года работы учащихся судомодельного кружка под руководством В. М. Худякова и А. С. Крашевникова.
;
Модель ледокола «Фёдор Литке» в музее Мурманского морского пароходства:
Схема общего вида, основные характеристики и теоретический чертёж
Боковой вид ледокола
Заводские чертежи ледокола "Earl Grey" - боковой вид и компоновка внутренних помещений корпуса
Планы палуб и надстроек
Теоретический чертёж и чертёж кормовой оконечности.