| ||||||||||||||||||||||
КАТАЛОГ
Общий стиль
Доставка
Модели на заказ
Ремонт
Контакты
3D-визуализация
ЧЕРТЕЖИ
Мастерская
"Саратовский"
"Ермак"
"Байкал"
"Ангара"
"Таймыр" и "Вайгач"
"Сибиряков" и "Русанов"
"Г.Седов"
"Ф.Литке"
"Красин"
"И.Сталин"
"Ленин"
"Арктика" и "Сибирь", 1975 г.
тип "Капитан Сорокин", 1981 г.
Пр. 97 Прочие:
До 1917 г.
Ледокольные пароходы
Арктические СССР
Речные
1897 (Копенгаген, Дания) - 1957 (Владивосток)
Судно предназначалось для работы в порту Владивостока.
К месту службы ледокол дошёл своим ходом через Суэцкий канал.
В Русско-японскую войну в зимние месяцы помогал выходить на океанские дежурства отрядам крейсеров.
В Гражданскую "Надёжный" сперва попал к белым, затем к японцам. При отступлении их в 1921 был выведен из строя и восстановлен в 1922 г.
В начале 1924 корабль был вооружён четырьмя 120-мм орудиями, переквалифицирован в канонерскую лодку и назван "Красный Октябрь".
Осенью 1924 года совершил поход на остров Врангеля под командованием Б.В. Давыдова (1883—1925) - учёного гидрографа и геодезиста. После его смерти ледокол получил имя "Капитан Давыдов".
Во время ВОВ ледокол снова был вооружён и мобилизован.
В 1944 г. корабль перешёл через океан в Ванкувер для капитального ремонта.
После победы до 1957 г. работал в порту Владивостока, а затем был разобран.
Чертёж ледокола "Надёжный" из журнала "Техника молодёжи" за апрель 1994 г. Вид сбоку, сверху и разрезы по шпангоутам.
1899 (Англия) - 1924 (Бизерта, Тунис)
Построен в серии портовых ледоколов для Черноморского флота. Был приписан к порту Одессы.
Обводы корпуса были сделаны по образцу "Ермака".
В годы Первой мировой ледокол был вооружён одним 100-мм, двумя 75-мм орудиями и мобилизован как канонерская лодка. После революции получил имя "Джигит".
В мае 1918 г. захвачен германской армией, в ноябре - белогвардейцами, а в декабре - англо-французскими войсками.
С апреля 1919 г. в качестве канонерской лодки входил в состав белогвардейского флота. Участвовал в морских боях с красной Азовской флотилией в 1920 г.
В ноябре 1920 г. с Русской эскадрой "Джигит" ушёл в Бизерту и был продан слом в 1924 г.
Модель ледокола №3 "Джигит" из коллекции Одесского морского музея, отреставрированная группой курсантов под руководством Сергея Спасенко.
Обзор на форуме airbase.ru
Чертёж ледокола №3 из журнала "Судостроение". Общий вид с наложенным разрезом и план верхней палубы.
Ледокол, сконструированный в начале XX века Д. И. Менделеевым.
Работая вместе со С. О. Макаровым над проектом "Ермака", Д. И. Менделеев параллельно разработал чертежи и ледокола собственной конструкции.
До реализации в металле дело так и не дошло, но в 1969 году по чертежам учёного группа мастеров под руководством А. И. Дубравина построила модель ледокола.
1914 (Штеттин, Германия, ныне Щецин, Польша) - судно-музей в Таллине.
Ледокол построен по заказу России для работы в Финском заливе с базированием в порту Ревеля (Таллин).
Участвовал в Первой мировой войне.
Судно пять раз меняло имя.
С марта 1917 г. - "Волынец" в честь Волынского полка, поддержавшего февральскую революцию. В том же году экипаж перешёл на сторону большевиков.
В апреле 1918 года ледокол отправили в Хельсинки для проводки русского флота в Петроград. Там его захватили белофинны и переименовали в "Вяйнямёйнен" в честь героя финского эпоса.
В 1922 г. корабль передали Эстонии. Там его назвали "Суур Тылль" по имени эстонского эпического богатыря.
В 1941 году после присоединения Прибалтики к СССР ему вернули имя "Волынец".
В годы Великой Отечественной войны ледокол помогал переводу флота из Таллина в Кронштадт, эвакуации гарнизона Ханко.
После войны корабль остался в Ленинграде. В 1952 г. его капитально отремонтировали.
В 1988 г. "Волынец" перевели в Таллин.
В 1992 году ему вновь дали имя "Суур Тылль" (Suur Tõll). Сейчас это судно-музей в Лётной гавани Таллина.
Модель ледокола "Суур Тыль" в Таллине - Морской музей в башне Толстая Маргарита.
Чертёж ледокола "Царь Михаил Федорович"
1914 (Гельсингфорс, Хельсинки) - ?
Судно заказали для Астраханского порта после катастрофически холодной зимы 1910-1911 гг.
В составе Красного флота корабль воевал в Гражданскую, числясь как вспомогательный крейсер.
В апреле 1920 г. в шторм затонул у о.Чечень, поднят в 1934 и вновь введён в строй.
Во время Великой Отечественной "Каспий" вооружили зенитными пушкой и пулеметом.
В 1949 г. при капремонте паровую машину заменили дизелем.
1960 году ледокол передали Астраханской мореходной школе как учебное судно.
По информации журнала "Моделист-конструктор", в 1977 "Каспий" продолжал службу. Дата списания неизвестна.
Модели ледокола "Каспий"
В Нижегородском музее речного флота (автор - Г.Скрибунов, Астрахань)
И в вооружённом варианте на период Гражданской войны в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Статья с чертежами ледокола из журнала "Моделист-конструктор" №11 за 1977 г.
1916 (Ньюкасл, Англия) - 1943 (Бизерта, Тунис), 1941
Ледокол построили в паре с однотипным судном "Князь Пожарский" для зимней навигации в Белом море.
В феврале 1920 г. на "Минине" эвакуировались в Норвегию командование и часть личного состава Северного флота, не примкнувшие к большевикам.
По пути корабль был атакован находившимся в руках Красных ледорезом "Канада" ("Фёдор Литке"). Произошёл первый в истории бой ледоколов. В итоге - ничья. Корабли разошлись.
В конце 1920 г. "Минин" оказался во французском Шербуре, был интернирован и перестроен в минный заградитель "Кастор".
В новом качестве корабль базировался в Бизерте, обеспечивал действия французского флота в начале Второй мировой войны.
В 1943 году "Кастор" был затоплен под угрозой захвате Германией, в 1946 поднят и затем разобран.
"Князь Пожарский" до 1919 служил под коммерческим флагом России, затем был капитально отремонтирован в Англии.
В 1920 г. Ледокол вернулся в Архангельск и был мобилизован как вспомогательный крейсер "Лейтенант Шмидт". Вооружён пятью 130-мм орудиями и двумя пулемётами.
в 1921 г. с окончанием Гражданской войны его разоружили, передали гражданскому флоту, переименовали в "Степан Макаров" и перевели на Чёрное море.
С началом Великой Отечественной судно вооружили вновь. "Степан Макаров" бесследно исчез в ноябре 1941 г., скорее всего, подорвавшись на мине.
1916 (Монреаль, Канада) - 1937 (Канада)
Россия купила ледокол ещё на стадии постройки для работ в Белом море и порту Архангельска.
В течении двух лет судно терпело одну поломку за другой.
В августе 1918 г. “Микулу Селяниновича” вместе с ледоколом “Святогор”затопили в устье Северной Двины, чтобы перекрыть проход Английскому флоту.
В результате оба корабля оказались у англичан. “Святогора” Россия выкупила, а "Микулу" сперва продали во Францию, а затем в Канаду.
Там ему латинизировали имя. До 1935 года "Mikula" работал под Канадским флагом, а в 1937 был разобран.
Модель ледокола "Микула Селянинович" в вооружённом варианте на период Гражданской войны в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Чертежи ледокола "Микула Селянинович".
Вид сбоку, продольный разрез, планы ходового мостика и палубы надстроек, верхняя палуба. Теоретический чертёж.
1917 (Глазго, Великобритания) - 1961
Строительство номерных российских ледоколов открыл Ледокол №1, построенный в финском Варкаузе.
Последняя пятёрка строилась одновременно в Великобритании. №5, №6, и №8 - в Глазго, а №7 и №9 - в Ньюкастле.
Ледокол №8 начал службу в порту Архангельска, затем был переведён на Балтику. Участвовал в Советско-финляндской и Великой Отечественной войнах, в конвое охранения при переводе Советского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 г.
Списан в 1961 г.
Модель Ледокола № 8 в Северном Морском Музее Архангельска. Автор - Семаков Г.Г., 1975 год, масштаб 1:70.
Схема из книги В. Г. Андриенко "Ледокольный флот России 1860-е – 1918 гг."
1917 (Ньюкасл, Мидсбро. Англия) - музей в Санкт-Петербурге
В течении нескольких десятилетий корабль оставался самым мощным ледоколом мира.
Придя осенью 1917 г. к месту службы в Архангельск, "Святогор" вскоре оказался в руках большевиков.
В августе 1918 года они затопили корабль в устье Северной Двины для перекрытия подходов к Архангельску английских кораблей. Но англичане всё равно взяли город, подняли ледокол, а при отступлении в феврале 1920 увели его с собой.
Зимой 1920-21 гг. во льдах застрял пароход "Соловей Будимирович" (будущий "Малыгин). Россия сперва арендовала "Святогор" для спасательной операции, а потом окончательно выкупила его у Англии.
В 1927 г. ледокол получил имя "Красин" в память о недавно умершем советском наркоме. Дальнейшая история -
здесь.
Модели ледокола "Святогор" - Под именем "Красин" в Архангельском Северном Морском музее и в музее университета Ньюкастла.
Чертежи ледокола "Святогор" - "Красин" из журнала "Моделист-конструктор" №11 за 1968 год.
|