КАТАЛОГ     Общий стиль     Доставка     Модели на заказ     Ремонт     Контакты     VK 3D-визуализация     ЧЕРТЕЖИ     Мастерская

Минифлот,  чертежи
 модель ледокола Д.И. Менделеева

МИНИФЛОТ
Суда и корабли
Модели, чертежи, истории, схемы, имена

ЛЕДОКОЛЫ РОССИИ ДО 1917 г.

"Саратовский"     "Ермак"     "Байкал"     "Ангара"     "Таймыр" и "Вайгач"     "Сибиряков" и "Русанов"     "Г.Седов"     "Ф.Литке"     "Красин"     "И.Сталин"     "Ленин"     "Арктика" и "Сибирь", 1975 г.     тип "Капитан Сорокин", 1981 г.     Пр. 97

Прочие:     До 1917 г.     Ледокольные пароходы     Арктические СССР     Речные


Водоизмещение - 1525 - 1700 т
Длина - 58,5 м
Ширина - 12,9 м
Осадка - 5,4-6,4 м
Мощность - 2475-3300 л. с.
Скорость - 13,8 узлов
Дальность рейса - 2300-3000 миль

Портовый ледокол "Надёжный" - модель, чертёж

1897 (Копенгаген, Дания) - 1957 (Владивосток)

Судно предназначалось для работы в порту Владивостока.

К месту службы ледокол дошёл своим ходом через Суэцкий канал.

В Русско-японскую войну в зимние месяцы помогал выходить на океанские дежурства отрядам крейсеров.

В Гражданскую "Надёжный" сперва попал к белым, затем к японцам. При отступлении их в 1921 был выведен из строя и восстановлен в 1922 г.

В начале 1924 корабль был вооружён четырьмя 120-мм орудиями, переквалифицирован в канонерскую лодку и назван "Красный Октябрь".

Осенью 1924 года совершил поход на остров Врангеля под командованием Б.В. Давыдова (1883—1925) - учёного гидрографа и геодезиста. После его смерти ледокол получил имя "Капитан Давыдов".

Во время ВОВ ледокол снова был вооружён и мобилизован.

В 1944 г. корабль перешёл через океан в Ванкувер для капитального ремонта.

После победы до 1957 г. работал в порту Владивостока, а затем был разобран.

Чертёж ледокола "Надёжный" из журнала "Техника молодёжи" за апрель 1994 г. Вид сбоку, сверху и разрезы по шпангоутам.

Чертёж  ледокол надёжный 1


Водоизмещение: 1200 т.
длина - 59,4 м
ширина - 12,7 м
осадка - 5,4 м
Полный ход - 12 узлов
Паровая машина 1000 л.с.

Портовый ледокол №3 "Джигит" - модель, чертёж

1899 (Англия) - 1924 (Бизерта, Тунис)

Построен в серии портовых ледоколов для Черноморского флота. Был приписан к порту Одессы.

Обводы корпуса были сделаны по образцу "Ермака".

В годы Первой мировой ледокол был вооружён одним 100-мм, двумя 75-мм орудиями и мобилизован как канонерская лодка. После революции получил имя "Джигит".

В мае 1918 г. захвачен германской армией, в ноябре - белогвардейцами, а в декабре - англо-французскими войсками.

С апреля 1919 г. в качестве канонерской лодки входил в состав белогвардейского флота. Участвовал в морских боях с красной Азовской флотилией в 1920 г.

В ноябре 1920 г. с Русской эскадрой "Джигит" ушёл в Бизерту и был продан слом в 1924 г.

Модель ледокола №3 "Джигит" из коллекции Одесского морского музея, отреставрированная группой курсантов под руководством Сергея Спасенко.

Обзор на форуме airbase.ru

Купить модель ледокола Джигит Модель ручной работы ледокола Джигит Авторская модель ледокола Джигит Готовая модель ледокола Джигит

Чертёж ледокола №3 из журнала "Судостроение". Общий вид с наложенным разрезом и план верхней палубы.

Чертёж  ледокол Джигит 1


 модель ледокола Д.И. Менделеева

Ледокол Д. И. Менделеева - модель

Ледокол, сконструированный в начале XX века Д. И. Менделеевым.

Работая вместе со С. О. Макаровым над проектом "Ермака", Д. И. Менделеев параллельно разработал чертежи и ледокола собственной конструкции.

До реализации в металле дело так и не дошло, но в 1969 году по чертежам учёного группа мастеров под руководством А. И. Дубравина построила модель ледокола.
Сейчас она хранится в музее-архиве Д. И. Менделеева при СПбГУ.


Водоизмещение 3600 т
Длина 73 м
Ширина 17м
Валовая вместимость 2417 брт
Мощность - 5880 л.с.
Скорость - 14 узлов Экипаж - 123 человека

Ледокол "Царь Михаил Федорович" ("Волынец", "Суур Тылль") - модель, чертёж

1914 (Штеттин, Германия, ныне Щецин, Польша) - судно-музей в Таллине.

Ледокол построен по заказу России для работы в Финском заливе с базированием в порту Ревеля (Таллин).

Участвовал в Первой мировой войне.

Судно пять раз меняло имя.

С марта 1917 г. - "Волынец" в честь Волынского полка, поддержавшего февральскую революцию. В том же году экипаж перешёл на сторону большевиков.

В апреле 1918 года ледокол отправили в Хельсинки для проводки русского флота в Петроград. Там его захватили белофинны и переименовали в "Вяйнямёйнен" в честь героя финского эпоса.

В 1922 г. корабль передали Эстонии. Там его назвали "Суур Тылль" по имени эстонского эпического богатыря.

В 1941 году после присоединения Прибалтики к СССР ему вернули имя "Волынец".

В годы Великой Отечественной войны ледокол помогал переводу флота из Таллина в Кронштадт, эвакуации гарнизона Ханко.

После войны корабль остался в Ленинграде. В 1952 г. его капитально отремонтировали.

В 1988 г. "Волынец" перевели в Таллин.

В 1992 году ему вновь дали имя "Суур Тылль" (Suur Tõll). Сейчас это судно-музей в Лётной гавани Таллина.

Модель ледокола "Суур Тыль" в Таллине - Морской музей в башне Толстая Маргарита.

 модель ледокола Суур Тылль

Чертёж ледокола "Царь Михаил Федорович"

Чертёж  ледокола Царь Михаил Федорович 1





Портовый ледокол "Каспий" - модель, чертёж

1914 (Гельсингфорс, Хельсинки) - ?

Судно заказали для Астраханского порта после катастрофически холодной зимы 1910-1911 гг.

В составе Красного флота корабль воевал в Гражданскую, числясь как вспомогательный крейсер.

В апреле 1920 г. в шторм затонул у о.Чечень, поднят в 1934 и вновь введён в строй.

Во время Великой Отечественной "Каспий" вооружили зенитными пушкой и пулеметом.

В 1949 г. при капремонте паровую машину заменили дизелем.

1960 году ледокол передали Астраханской мореходной школе как учебное судно.

По информации журнала "Моделист-конструктор", в 1977 "Каспий" продолжал службу. Дата списания неизвестна.

Модели ледокола "Каспий"

В Нижегородском музее речного флота (автор - Г.Скрибунов, Астрахань)

 модель ледокола Каспий

И в вооружённом варианте на период Гражданской войны в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.

Модель ручной работы ледокола Каспий Авторская модель ледокола Каспий Готовая модель ледокола Каспий

Статья с чертежами ледокола из журнала "Моделист-конструктор" №11 за 1977 г.

Чертёж  ледокола Каспий 1 Чертёж ледокола  Каспий 2 Чертёж ледокол Каспий 3 Чертёж ледокол Каспий 4 Чертёж ледокол Каспий 5


Водоизм. - 3150 — 4400 т
длина — 75,6 м
ширина — 17,4 м
осадка — 5,8 м
мощность - 6405 л.с.
скорость - до 14,5 узл.
плавание — 4500 миль
экипаж — 113 чел

Ледоколы "Козьма Минин" и "Князь Пожарский" - чертёжи

1916 (Ньюкасл, Англия) - 1943 (Бизерта, Тунис), 1941

Ледокол построили в паре с однотипным судном "Князь Пожарский" для зимней навигации в Белом море.

В феврале 1920 г. на "Минине" эвакуировались в Норвегию командование и часть личного состава Северного флота, не примкнувшие к большевикам.

По пути корабль был атакован находившимся в руках Красных ледорезом "Канада" ("Фёдор Литке"). Произошёл первый в истории бой ледоколов. В итоге - ничья. Корабли разошлись.

В конце 1920 г. "Минин" оказался во французском Шербуре, был интернирован и перестроен в минный заградитель "Кастор".

В новом качестве корабль базировался в Бизерте, обеспечивал действия французского флота в начале Второй мировой войны.

В 1943 году "Кастор" был затоплен под угрозой захвате Германией, в 1946 поднят и затем разобран.

"Князь Пожарский" до 1919 служил под коммерческим флагом России, затем был капитально отремонтирован в Англии.

В 1920 г. Ледокол вернулся в Архангельск и был мобилизован как вспомогательный крейсер "Лейтенант Шмидт". Вооружён пятью 130-мм орудиями и двумя пулемётами.

в 1921 г. с окончанием Гражданской войны его разоружили, передали гражданскому флоту, переименовали в "Степан Макаров" и перевели на Чёрное море.

С началом Великой Отечественной судно вооружили вновь. "Степан Макаров" бесследно исчез в ноябре 1941 г., скорее всего, подорвавшись на мине.

Чертёж  ледокола Минин 1 Чертёж ледокола  Минин 2 Чертёж ледокола Степан Макаров (Минин) 3


Длина - 89 м.
ширина - 17,5 м.
мощность - 4000 л. с.
Экипаж - 129 чел

Ледокол "Микула Селянинович" - модель, чертёж

1916 (Монреаль, Канада) - 1937 (Канада)

Россия купила ледокол ещё на стадии постройки для работ в Белом море и порту Архангельска.

В течении двух лет судно терпело одну поломку за другой.

В августе 1918 г. “Микулу Селяниновича” вместе с ледоколом “Святогор”затопили в устье Северной Двины, чтобы перекрыть проход Английскому флоту.

В результате оба корабля оказались у англичан. “Святогора” Россия выкупила, а "Микулу" сперва продали во Францию, а затем в Канаду.

Там ему латинизировали имя. До 1935 года "Mikula" работал под Канадским флагом, а в 1937 был разобран.

Модель ледокола "Микула Селянинович" в вооружённом варианте на период Гражданской войны в Военно-морском музее Санкт-Петербурга.

 модель ледокола Микула Селянинович Модель ручной работы ледокола Микула Селянинович Авторская модель ледокола Микула Селянинович

Чертежи ледокола "Микула Селянинович". Вид сбоку, продольный разрез, планы ходового мостика и палубы надстроек, верхняя палуба. Теоретический чертёж.

Чертёж  ледокола Микула Селянинович 1 Чертёж ледокола  Микула Селянинович 2 Чертёж ледокола Микула Селянинович 3





Водоизмещение 800 т.
Размеры - 39.6 х 9.6 х 4.3 м.
мощность 1200 л.с.
Скорость до 13 узлов.
Вооружение: 1 х 45-мм орудие,
2 пулемета.

Портовый "Ледокол №8" - модель, чертёж

1917 (Глазго, Великобритания) - 1961

Строительство номерных российских ледоколов открыл Ледокол №1, построенный в финском Варкаузе.

Последняя пятёрка строилась одновременно в Великобритании. №5, №6, и №8 - в Глазго, а №7 и №9 - в Ньюкастле.

Ледокол №8 начал службу в порту Архангельска, затем был переведён на Балтику. Участвовал в Советско-финляндской и Великой Отечественной войнах, в конвое охранения при переводе Советского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941 г.

Списан в 1961 г.

Модель Ледокола № 8 в Северном Морском Музее Архангельска. Автор - Семаков Г.Г., 1975 год, масштаб 1:70.

 модель ледокола №8 Модель ручной работы ледокола №8 Авторская модель ледокола №8 Готовая модель ледокола №8

Схема из книги В. Г. Андриенко "Ледокольный флот России 1860-е – 1918 гг."

Чертёж  ледокола №8 1


Водоизмещение 8800 - 10600 т.
длина 98,5 м,
ширина 21,6, м,
высота борта 12,6 м,
осадка 7,8 м - 9 м.
мощность 10 000 л.с.м
скорость - 16 узлов,
Автономность по углю - 1 месяц
    при расходе 100 т/сут.
Экипаж 112 чел.

"Святогор" - "Красин" - модель, чертёж

1917 (Ньюкасл, Мидсбро. Англия) - музей в Санкт-Петербурге

В течении нескольких десятилетий корабль оставался самым мощным ледоколом мира.

Придя осенью 1917 г. к месту службы в Архангельск, "Святогор" вскоре оказался в руках большевиков.

В августе 1918 года они затопили корабль в устье Северной Двины для перекрытия подходов к Архангельску английских кораблей. Но англичане всё равно взяли город, подняли ледокол, а при отступлении в феврале 1920 увели его с собой.

Зимой 1920-21 гг. во льдах застрял пароход "Соловей Будимирович" (будущий "Малыгин). Россия сперва арендовала "Святогор" для спасательной операции, а потом окончательно выкупила его у Англии.

В 1927 г. ледокол получил имя "Красин" в память о недавно умершем советском наркоме. Дальнейшая история - здесь.

Модели ледокола "Святогор" - Под именем "Красин" в Архангельском Северном Морском музее и в музее университета Ньюкастла.

 модель  ледокола Святогор Модель ручной работы  ледокола Святогор

Чертежи ледокола "Святогор" - "Красин" из журнала "Моделист-конструктор" №11 за 1968 год.

Чертёж  ледокола Святогор 1 Чертёж ледокола  Святогор 2 Чертёж ледокола Святогор 3 Чертёж ледокол Святогор 4