В Российском военном флоте классификация крейсеров с разделением на ранги была введена в конце 1891 - начале 1892 годв. До этого времени корабли такого типа назывались броненосными фрегатами.
По новой системе I ранг разделялся на два подкласса - броненосные крейсера - с дополнительным броневым защитым поясом по ватерлинии от поражения торпедами; и бронепалубные - не имевшие такой защиты.
Семейство броненосных крейсеров открыла пара однотипных броненосных фрегатов, а с 1892г. - крейсеров "Князь Пожарский" и "Минин" 1865-68 годов постройки.
Последним и самым большим кораблём такого типа стал 161-метровый крейсер "Рюрик", построенный в 1905-09 годах и закончивший службу в 1930-м.
- Водоизмещение - 5800 т
- Длина - 90 м
- Ширина - 15,8 м
- Осадка - 7 м
- Бронирование 114…152 мм — пояс
12,7 мм — палуба
- Мощность — 7360 л. с.
- Скорость — 16 узлов
- Дальность похода — 3300 миль
- Экипаж — 23 офицера 492 матроса
- Артиллерия на 1905 г.
6 × 152-мм
4 × 120-мм
6 × 75-мм
2 × 64-мм
8 × 47-мм
10 × 37-мм
2 пулемёта Максима
3 надводных 381-мм ТА
|
Крейсер (тогда ещё - фрегат) «Дмитрий Донской» строился в 1883-1885 годах на Адмиралтейских верфях параллельно с однотипным кораблём «Владимир Мономах» и был головным в паре.
Проект разрабатывал А. А. Попов.
Несмотря на однотипность корабли заметно различались - «Донской» имел только 1 винт, а "Мономах" - два, его батарейная палуба была закрытой, а у "Мономаха" орудия стояли на наполовину открытой верхней палубе.
Заметно различалось и вооружение.
Различия в облике хорошо видны на фото справа - вверху - «Донской», снизу - "Мономах"
Войдя в строй осенью 1885 года «Дмитрий Донской» на два года был назначен флагманом Средиземноморского отряда кораблей. В 1887 году его включили в состав Тихоокеанской эскадры ,где он прослужил до 1889 года.
По возвращении в Кронштадт фрегату сняли парусный рангот и капитально отремонтировали обшивку.
После этого «Дмитрий Донской» уже в ранге крейсера снова недолго прослужив на Средиземном море ушёл на Дальний восток. Затм были походы в Египет, Нью-Йорк, возвращение в Кронштадт для очередного ремонта и реконструкции и вновь Средиземном море и Дальний восток в 1896 году.
Базируясь в Порт-Артуре корабль поучаствовал в боях при подавлении восстания китайских "Боксёров".
К 1902 году крейсер вернулся в Кронштадт для очередной реконструкции.
С началом войны в 1904 году «Донской» вошёл в состав 2-й Тихоокеанской эскадры.
При Цусиме, подбив два японских корабля и получив тяжелейшие повреждения, крейсер полностью вышел из строя. К утру команду эвакуировали на ближайший остров и старший офицер корабля К. П. Блохин открыл кингстоны. «Дмитрий Донской» затонул, не спустив флага.
Модель крейсера «Дмитрий Донской»
фотографии, чертежи, схемы
Модель из черепахового панциря, изготовленная мастерами из Нагасаки во время нахождения корабля на ремонте в Японии.
Приобретёна одним из офицеров крейсера. ХХранится в ЦВММ.
Модель из музея Русско-Японской войны 1904-1905 в С-Петербурге на набережной Мойки, д. 110.
Чертежи крейсера «Дмитрий Донской» на момент вступления в строй
Общий вид, вид сверху, схема бронирования и план расположения артиллерии на верхней и батарейной палубах.
Планы верхней, батарейной и жилой палуб крейсера.
Фрегат «Дмитрий Донской» в парадной белой окраске и с праздничным расцвечиванием на момент вступления в строй.
В дальнейшем корабль был перекрашен в чёрный цвет.