В Российском военном флоте классификация крейсеров с разделением на ранги была введена в конце 1891 - начале 1892 года. До того корабли такого типа назывались броненосными фрегатами.
По новому правилу I ранг разделялся на два подкласса - броненосные крейсера - с дополнительным броневым защитным поясом по ватерлинии от поражения торпедами; и бронепалубные - не имевшие такой защиты.
Семейство броненосных крейсеров открыла пара однотипных фрегатов, а с 1892г. - крейсеров "Князь Пожарский" и "Минин" 1865-68 годов постройки.
Последним и самым большим кораблём этого подкласса стал 161-метровый крейсер "Рюрик"II, построенный в 1905-09 годах и прослуживший до 1930 г.
- Водоизмещение - 5593 т.
- Длина - 90,3 м
- ширина - 15,86 м
- Осадка - от 6,4 - 7,62 м
- Бронирование 2,2 м пояс - 114—152 мм
палуба - 12,7 мм боевая рубка - 152 мм,
- 2 паровых машины, 8 котлов, 2 винта
- Мощность - 7044 л. с.
- Скорость - 16 узлов
- Дальность - 3300 миль
- Экипаж - 24 офицера 478 матросов
- Артиллерия - 5 × 152 мм, 6 × 120 мм
16 × 47 мм, 4 × 37 мм 2 × 63,5 мм,
4 пулемёта 3 × 381-мм ТА, 30 гальвано-мин
|
«Владимир Мономах» - второй в серии фрегатов «Дмитрий Донской», однако был закончен на два года раньше головного корабля - летом 1883 г.
Хотя корабли и строились по одному проекту, они заметно различались - "Мономах" имел два винта, а «Донской» только один, его батарейная палуба была наполовину открытой, а у "Донского" закрытой полностью. Заметно различалось и вооружение.
Различия во внешнем виде хорошо заметны на фото справа - вверху - «Донской», снизу - "Мономах".
Первым походом фрегата стало сопровождение в Копенгаген императорской яхты "Держава".
На следующий год через Суэцкий канал фрегат вышел во Владивосток. Прослужив там полтора года он в июле 1887 г. вернулся в Кронштадт.
После небольшого ремонта корабль ещё раз проделал тот же маршрут, закончив который встал на модернизацию - в 1892—1893 гг. ему демонтировали парусный рангоут и обновили машину.
Затем уже в ранге крейсера вновь примерно такой же рейс и возвращение в январе 1896 г - теперь для замены артиллерии. С новыми орудиями «Владимир Мономах» отправился в Порт-Атур. Помогал перевозить войска и усмирять "боксёров".
В Кронштадт вернулись в сентябре 1901 г. Таким образом крейсер за 18 лет четыре раза проделал путь с Балтики на Дальний восток и обратно.
Пятый поход стал последним - в Цусимском бою, будучи торпедированными и не в состоянии продолжать сражаться, моряки открыли кингстоны. Команду почти полностью спасли два японских крейсера.