- Водоизмещение: 10675 т.
- Длина - 138,7 м
- Ширина - 16,5 м
- Осадка - 7,5 м.
- Мощность - 13100 л.с.
- Скорость - 19,5 уз.
- Заппас угля - 1440 т.
- Дальность плавания 5462 мили.
- Вооружение: 6 х 120-мм 6 х 75-мм орудий.
- Начальная вместмость:
24 пассажира 1-го кл
61 — 3-го кл.
до 2194 - палубных
|
Пароход «Херсон» был построен в Англии, в Ньюкасле для российского Доброфлота в 1895-96 годах.
В августе 1896 года корабль был передан заказчику и вышел в первый рейс - на Восток.
Со второй половины 1898г. использовался как военный транспорт, в т.ч. для перевозки войск на Крит и в Китай.
К 1902 году эксплуатация стала убыточной и корабль поставили на прикол в Севастополе.
В сентябре 1903 его выкупило Морское ведомство для Тихоокеанской эскадры. Кораблю дали имя "Лена", присвоили ранг вспомогательного крейсера поставили артиллерию и перевели во Владивосток.
В ходе Русско-японской войны во время крейсерства в Тихом океане был интернирован при заходе в Сан-Франциско из-за аварии котлов. После войны возвращён России и отправлен в Копенгаген на ремонт.
Затем разоружен и снова возвращен Доброфлоту с прежним именем «Херсон».
С началом Первой Мировой войны корабль опять мобилизовали как транспорт Черноморского флота с №73.
В июне 1916 г. около Новороссийска «Херсон» подорвался на мине, но был быстро возвращён в строй.
В мае 1918 г. его временно захватила Германская армия, а в декабре 1918 корабль вновь вернулся к Доброфлоту.
В ноябре 1920 г. «Херсон» вывез в Константинополь эвакуируемые войска белой армии.
За долги России судно было арестовано Францией и продано с аукциона.
Сперва его купила английская компания, затем итальянская, и в итоге в мае 1924 года в Венеции корабль разделали на металл.
Модель парохода "Херсон"
фотографии, чертежи, схемы
Модель парохода «Херсон» в Центральном Военно-морском музее Санкт-Петербурга
Модель-диорама крейсера "Лена" в масштабе 1:700, автор Владимир Якубов из Нью-Арка, США
Главный строительный чертёж парохода "Херсон". Чертёж средней части и машинного отделения парохода.
Сечения срадней части по шпангоутам и схема расположения артиллерии после переоборудования в крейсера пароходов "Смоленск" (в последствии - крейсер "Рион") и "Херсон"
Боковой вид крейсера "Лена"