Первый российский крейсер с башенной артиллерией. Руководитель строитетельства - полковник Н.А.Самойлов.
Заложен на Балтийском заводе в Петербурге в июле 1884 года, спущен на воду 21-X-1885 г., 3-XII-1887 года вступил в строй. В первые годы службы был одним из самых быстроходных и мощных крейсеров мира. Имел две паровые машины и изначально полное парусное вооружение.
В сентябре 1888 г. на три года ушёл на Дальний Восток. По возвращении после ремонта в 1893 году совершил поход в США, после него - в Средиземное море с официальным визитом во Францию, а затем - вновь на Дальний Восток. Там, базируясь в Нагасаки крейсер проводил учения, совершал визиты в порты Китая, Японии, Кореи. В 1895 году прошёл ремонт во Владивостоке.
В мае 1898 года «Адмирал Нахимов» вернулся на Балтику. В Кронштадте была проведена некоторая модернизация - снято парусное вооружение, поставлено навигационое оборудование новых моделей.
В 1900 г. обновлённый крейсер ушёл в Порт-Артур и вернулся в Кронштадт в мае 1903 года.
С началом русско-японской войны корабль был включён во второй отряд 2-й Тихоокеанской эскадры.
14 мая 1905 года в Цусимском бою в него пришлось более 20 попаданий снарядами, а ночью - удар топеды в носовую часть правого борта.
Артиллерия крейсера подбила два японских миноносца.
Утром 15 мая «Адмирал Нахимов» из пробоины в носу двигался кормой вперёд. Увидев приближение японских кораблей моряки спустли шлюпки, высадили в них раненых и затопили крейсер.
Большинство членов экипажа вместе с командиром - капитаном 1-го ранга А. А. Родионовым была спасена японцами и корейскими рыбаками. Моряки попали в плен и вернулись на родину зимой 1905-06 годов.
Модель броненосного крейсера "Адмирал Нахимов"
фотографии, чертежи, схемы
Модель броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» в коллекции Санкт-Петербургского Военно-Морского музея.
Модель корабля «Адмирал Нахимов» в масштабе 1:100 работы Евгения Тресака из Челябинска на Кубке Университетов в Петербурге.
Чертежи броненосного крейсера «Адмирал Нахимов».
Общий вид корабля, разрез корпуса и вид сверху.
Заводские чертежи крейсера - продольный осевой разрез и план верхней палубы.
Теоретический чертёж крейсера - проекции "корпус", "бок" и "полуширота".
Компоновочный чертёж внутренних помещений и план главной (батарейной) палубы, спецификация элементов.
1 — кормовой торпедный аппарат, 2 — резервная торпеда, 3 — кормовая галерея, 4 — адмиральский салон, 5 — световой люк, 6 — командирские помещения, 7 — сходной трап на нижнюю палубу, 8 — барбетная установка 203-мм орудий, 9 — компас, 10 — 87-мм орудие, 11 — револьверная пушка, 12 — 152-мм орудие, 13 — световой люк машинного отделения, 14 — верхний мостик, 15 — динамо-машина, 16 — штурманская рубка, 17 — дымовая труба, 18 — прожектор, 19 — боевая рубка, 20 — шпиль, 21 — поворотная кран-балка, 22 — бушприт, 23 — жилая палуба, 24, 35 — сводчатая бронепалуба в оконечностях, 25 — кладовые провизии, 26 — снарядные погреба, 27, 33 — носовой и кормовой бронированные траверзы, 28 — котел паровой машины, 29 — плоская часть бронепалубы, 30 — главная паровая машина (трехцилиндровая двойного расширения), 31 — конденсор, 32 — резервная паровая машина, 34 — румпельный отсек, 36 — руль, 37 — канцелярия, 38 — световой люк в кают-компанию, 39 — канал подачи снарядов, 40 — ручные приводы поворота башен, 41 — угольные погрузочные горловины, 42 — вспомогательный котел, 43 — мусоропровод, 44 — противоосколочная переборка, 45 — трапы в жилую палубу, 46 — лазарет, 47 — запасной якорь, 48 — становой якорь, 49 — стопор Легофа, 50 — клюзы, 51, 52 — матросские гальюны и умывальники, 53 — клюзы в цепные ящики, 54 — палубный световой люк, 55 — самовары для экипажа, 56 — котел высокого давления пара, 57 — вентиляционные каналы котельного отделения, 58-камбуз, 59 — машинный люк, 60 — шпиль, 61 — запасные лопасти гребных винтов, 62 — каюты офицеров штаба, 63 — бортовые иллюминаторы, 64 — адмиральские кабинет, ванная и спальня, 65 — офицерский буфет, 66 — швартовые киповые планки.
Поперечные сечения корпуса по шпангоутам - слева — по шп.№ 76, справа — по шп.№ 60, вид в корму.
1 — деревянный фальшкиль, 2 — цилиндрический котел, 3 — скуловой киль, 4 — угольный бункер, 5 — деревянная подкладка броневых плит, 6 — вертикальная ветвь шпангоута, 7 — наружный слой деревянной обшивки, 8 — броневой пояс по ватерлинии, 9 — плоская бронепалуба, 10 — рукоятки ручного привода поворота орудийных стволов бортовых башен, 11 — катки в обойме, 12 — вертикальный вал зубчатого привода поворота барбета, 13 — броня барбета, 14 — 203-мм орудие в боевом положении, 15 — бронированное ограждение барбета, 16 — съемная стойка верхнего мостика, 17 — бортовой огонь, 18 — поворотный стол барбетной установки, 19 — навесной мостик, 20 — жилая палуба, 21 — бронеколпак над местом командира башни главного калибра, 22 — коечные сетки, 23 — штурманская рубка, 24 — верхняя палуба, 25 — заваливающаяся шлюпбалка, 26 — минный катер, 27 - 152-мм орудие в боевом положении, 28 — броневой болт, 29 — бортовой проход, 30 — деревянная подкладка под броневой пояс, 31 — шельф под броневой пояс, 32, 33 — внешняя и внутренняя фланговые переборки, 34 — продольный коридор для подачи снарядов.
Фрагменты внешнего вида надстроек, рубок и башен корабля
Схема бронирования и план рысположения артиллерии крейсера «Адмирал Нахимов»
Начальный вид броненосного крейсера «Адмирал Нахимов» с полным проектным парусным вооружением, период 1888–1891 гг.
Корабль после первой модернизации - с облегченным рангоутом, 1895 г.
Крейсер «Адмирал Нахимов» в начале Русско-японской войны, 1904 г.
Рисунок крейсера в первые годы службы. Носовое украшение в начале - при парусном вооружении и после демонтажа бушприта.