- Водоизмещение 4353 т
- Длина - ~ 95 м
- Ширина - 16,61
- Осадка - 6,9 м
- Высота борта - 6,7 м грот-мачты - 53 м
- Мощность - 800 л. с.
- Скорость под парами 11 узлов
- Экипаж - 25 офицеров
550 матросов
- Вооружение - 57 ор.
верхняя палуба - 27
9 х 60-фн.
18 х 30-фн.
нижняя палуба - 30
26 х 60-фн.
4 х 30-фн.
|
57-пушечный парусно-винтовой фрегат "Олег" был построен в Кронштадте. Заложен 29 января 1858 и спущен на воду 4 июня 1860 года.
Корпус был построен из лиственницы, дуба и сосны с применением большого числа металлических крепёжных конструкций
Гребной винт диаметром 5,8 м с двумя лопастями при движении под парусами отсоединялся от гребного вала и втягивался в колодец кормового подзора.
По свидетельству плававших на нём моряков, корабль имел весьма высокую прочность, очень хорошо сопротивлялся ударам волн, но не очень - слушался руля. Как на парусах, так и под парами.
В 1861 году, находясь с эскадрой в Средиземном море фрегат сел на каменные рифы около мыса Сен-Жан (Франция). Киль был разрушен на длине почти в 30 метров, однако корабль смог сняться с рифа и самостоятельно дойти до Тулона.
В 1863 вновь сел на камни - теперь в Финском заливе у Аландских островов.
С осени 1863 по 1865 годы корабль поучаствовал ещё в одной Средиземноморской экспедиции.
Затем все плавания ограничивались Финским заливом. 3 августа 1869 г. во время учебных манёвров близ острова Гогланд "Олег" получил удар в борт тараном броненосной батареи "Кремль" и затонул за 15 минут. Из 546 человек погибло 16, остальных удалось спасти.
Корпус фрегата лежит на глубине 56 метров и довольно неплохо сохранился. По оценкам водолазов он в состоянии выдержать подъём для последующей реставрации.
Модель парового фрегата "Олег"
фотографии, чертежи, схемы
Модель парового фрегата «Олег». Автора, к сожалению, установить не удалось.
Чертежи модели фрегата "Олег"
Разрез, план палубы и поперечные сечения корпуса, схема установки орудия.
Схема парусности, рангоут и стоячий такелаж. Бегучий такелаж.
Чертежи отдельных элементов рангоута. Гравюра общего вида
1 Трап; 2 Труба камбуза; 3 Мачтовый кнехт; 4 Кофель-нагельная планка; 5 Мостик вахтенного офицера; 6 Руслени; 7 Якоря; 8 Рустов; 9 Пертулинь; 10 Крамбол; 11 Запасной якорь; 12 Якорная вилка; 13 Выстрел; 14 18-весельный баркас; 15 Запасной рангоут; 16 Ростер-блок; 17 Сходные люки; 18 Решётка; 19 Коечные сетки; 20 Ходовой мостик; 21 Светлые люки; 22 Застекленные пушечные порты; 23. Иллюминаторы; 24 10-весельный катер; 25 Шлюпбалка; 26 Штурвал; 27 Аварийный румпель; 28 Шпиль; 29 Подъемная рама с гребным винтом; 30 Утки; 31 Кнехт; 32 60-фунтовая пушка на поворотном станке; 33 60- фунтовая пушка на лафете; 34 30- фунтовая пушка; 35 Рустер; 36 Вентиляционные и для подъема шлака трубы котельной; 37 Световой люк кают-компании; 38 Световой люк машинного отделения; 39 Сорлинь; 40 Бом-утлегарь; 41 Утлегарь; 42 Бушприт; 43 Фок-мачта; 44 Фор-стеньга; 45 Фор-брам -стеньга; 46 Грот-мачта; 47 Грот -стеньга; 48 Грот -брам -стеньга; 49 Бизань-мачта; 50 Крюйс -стеньга; 51 Крюйс-брам -стеньга; 52 Фока-рей; 53 Фор-марса-рей; 54 Фор-брам-рей; 55 Фор-бом-брам-рей; 56 Фор-трисель-гафель; 57 Грота-рей; 58 Грот-марса-рей; 59 Грот-брам-рей; 60 Грот -бом-брам-рей; 61 Грот- трисель-гафель; 62 Бегин-рей; 63 Крюйс-марса-рей; 64 Крюйс -брам -рей; 65 Крюйс-бом-брам-рей; 66 Бизань-гафель; 67 Бизань-гик; 68 Трисель-мачта; 69 Фор-марс, грот-марс; 70 Фор-салинг, грот-салинг; 71 Фок- и грот -эзельгофты; 72 Фок- и грот-стень- эзельгофты; 73 Крюйс-марс; 74 Крюйс -салинг; 75 Крюйс-эзельгофт; 76 Крюйс -стень-эзельгофт; 77 Мартин-гик; 78 Фока-галс-боканец; 79 Ватер-штаги; 80 Штаги; 81 Ванты; 82 Стень-ванты; 83 Бакштаги; 84 Фордуны; 85 Путенс-ванты; 86 Юферсы; 87 Стаксель- и кливер-шкоты; 88 Фалы кливеров; 89 Брасы; 90 Фока -галс; 91 Фока-шкот; 92 Топенанты реев; 93 Гитовы; 94 Дирик-фал; 95 Гафель-гардель; 96 Тали гика-шкота бизани; 97 Гика-топенанты; 98 Флаг- фал; 99 Эренс -бакштаги; 100 Шкоты прямых парусов.
Продольный разрез корпуса
Разрез кормовой оконечности со схемой подъёма винта, вид на корму. Носовая фигура фрегата.