Третий из пяти кораблей с этим именем.
До него были
* парусное транспортное судно 1850 года,
* 110-пушечный парусно-винтовой линейный корабль 1860-го.
После:
* недостроенный в 1914-1916 гг. дредноут типа «Императрица Мария»
* гидроавиатранспорт на базе парохода, построенного в Англии в 1913 году.
- Водоизмещение - 8440 - 9244 тонн
- Длина - 101,78 м
- Ширина - 20,4 м
- Осадка - 7,5 м
- Броня - борт - 356 мм
помещения - 152-254 мм
палуба - 63 мм
общий вес - 2474 т
- Скорость - 15,27 узла
- Экипаж - 31 офицер 585 матросов
- Вооружение - 2 × 305-мм орудия,
4 × 229-мм,
8 × 152-мм, 20 малокалиберных, 5 торпедных аппаратов
|
"Император Николай I" построен в 1886-1891гг. на заводе Чарльза Берда в Петербурге. Второй броненосец типа "Император Александр II".
От головного корабля серии отличался прежде всего башенной артустановкой главного калибра вместо барбетной и несколько изменённой конструкцией юта.
Первый поход - в Нью-Йорк на празднование 400-летия открытия Америки.
По возвращении корабль год служил на Средиземном море.
В 1895-1896 годах - поход на Дальний Восток под командованием С.О.Макарова.
В 1897—1898 гг.с эскадрой участвовал в международной миротворческой операции на Крите.
После капремонта и ещё года службы на Средиземном море в 1902 г. "Николай I" вернулся на Балтику. Был существенно реконструирован - над боевой рубкой была надстроена ходовая, демонтирован верхний ярус юта и на его месте установлены орудия.
Под командованием Н.И.Небогатова участвовал в Цусимском бою.
Попав в окружение, Небогатов сдал броненосец. За что был осуждён на 10 лет в крепости, но отпущен через два года по болезни.
В японском флоте "Император Николай I" стал учебным кораблём "Ики".
В Первую мировую сперва использовался для дозорных походов, затем разоружён и в 1915 г. потоплен как учебная мишень.
Однотипный корабль - "Император Александр II" служил на Балтике, в Средиземном море, в 1917 г. переименован в "Зарю Свободы" и разобран в 1922 г.