Броненосцы: 1872-1900 гг.
1900-1907 гг.
Крейсера: броненосные
бронепалубные I рн.
II ранга
минные
Все модели, в том числе и черноморских броненосцев, построены в модельной мастерской Санкт-Петербургского военного порта параллельно со строительством самих кораблей в масштабе 1:48.
("некруглые" значения масштабов пришли из Англии, где они сложились ещё до введения метрической системы)
Основные приведённые характеристики здесь и далее - водоизмещение, длина, мощность, скорость, возможная дальность похода, экипаж - офицеры/матросы, основное воружение.
Подробнее - в отдельных статьях о каждом корабле.
"Новгород"
"Синоп"
"Император Александр II"
"Император Николай I"
"Двенадцать апостолов"
"Наварин"
"Три Святителя"
"Адмирал Ушаков"
Первый настоящий броненосец в российском флоте.
Изначально числился как монитор, с 1892 года по новой классификации - как эскадренный броненосец.
Строился в 1869-1872 гг.в Петербурге, достраивался в Кронштадте до 1977 года.
В 1881 г. в Глазго поставили новые, более совершенные машины. Затем последовал годовой поход на Средиземное море.
Броненосец проводил практические плавания по Балтике, после реконструкции 1907 г. сделан учебным кораблём.
В 1917 году стал плавучей базой подводных лодок в Ревеле. Затем перешёл в Гельсингфорс, а оттуда - в Кронштадт.
В 1921 г. был разоружён и превращён в минный блокшив. После Великой Отечественной войны стал плавучей казармой.
В 1959 г. разобран на металл.
При вводе в строй - 9670 т, 103,5 / 19,2 / 8,3 м, 6300 л.с., 12 узлов, 440 человек, 4 × 305-мм пушки, 6 × 87-мм.
По классификации 1892 г. - броненосец береговой обороны, известен и как первая "Поповка".
После Крымской войны по договору Россия не имела права строить большие корабли на Чёрном море.
.Две круглые плавучие батареи - "Поповки" - «Новгород» и «Киев» по проекту адмирала А.А.Попова, укладывались в рамки договора.
Первую частями изготовили в Петербурге, по суше перевезли в Николаев и собрали в 1873 г.
«Киев» целиком построили в Николаеве в 1875 году и сразу же переименовали в "Вице-адмирал Попов".
Единственные в мире корабли с шестью (изначально, затем - 4) винтами.
В Русско-Турецкую войну 1877 г. корабли помогали обороне Одессы. Служили в Нижне-Дунайской флотилии.
До 1889 г. базировались в Севастополе. В 1903 их вывели из действующего состава флота, и как блокшивы перевели в Николаев.
Разобраны в 1912 г.
2500 т., 30,8 / 30,8 / 4,11 м, 3000 л.с., 6 узлов, 480 миль, 15/136 человек, 2 × 280-мм
2 × 87-мм, 2 × 37-мм.
"Синоп", 1889 - 1930 гг.(тип «Екатерина II»)
Барбетного типа - т.е. без поворотной бронированной башни - орудия вращаются в неподвижном броневом барбете и защищены только лёгким колпаком.
Построен в Севастополе в 1883-1889 гг.
Главный в карьере поход - в 1905 г. в Констанцу, преследуя взбунтовавшийся «Потёмкин», а затем буксируя его в Севастополь.
В Первую мировую сперва был брандвахтой у входа на рейд Севастополя, а в 1916 - штабным кораблём Дунайского отряда судов.
В мае 1918 г.в Севастополе броненосец достался немцам, в ноябре - англичанам, которые в мае 1919 г., уходя из Крыма, взорвали машины. В 1922-1924 гг. разделан на металл.
10000 т., 103,4 / 21,0 / 8,7 м, 8888 л.с., 15 узлов, 1100 миль 26/607 человек, 6 х 305-мм, 7 × 152-мм, 10-12 малокалиб., 7 торп. аппаратов.
Барбетный броненосец Балтийского флота, построен в 1883-1889 на Новом Адмиралтействе С-Пб. Вошёл в строй в 1891 г.
В 1896-1901 гг.пять лет служил на Средиземном море, пройдя там три ремонта и около 36 000 миль. Затем вплоть до революции корабль состоял в учебно-артиллерийском отряде.
В мае 1917 г. его переименовали в "Зарю Свободы". Разобран в Кронштадте в 1922 году.
8440 тонн, 101,8 / 20,4 / 7,5 м, 8290 л.с., 15,27 узла, 616 человек, 2 × 305-мм орудия, 4 × 229-мм, 8 × 152-мм, 20 малокалиб., 5 торп. аппаратов
Построен в 1886-1891 гг.на заводе Чарльза Берда в Петербурге. Второй броненосец типа "Император Александр II".
От головного корабля отличался башенной артустановкой ГК вместо барбетной и конструкцией юта.
Первый поход - в Нью-Йорк на празднование 400-летия открытия Америки. Затем год служил на Средиземном море.
В 1895-1896 годах - поход на Дальний Восток. 1897—1898 гг.- миротворческая операция на Крите. В 1902 г. модернизирован.
Под командованием Н.И.Небогатова участвовал в Цусимском бою и был им сдан в плен.
В японском флоте был учебным и дозорным кораблём. В 1915 г. потоплен как учебная мишень.
8440 тонн, 101,7 / 20,4 / 7,6 м, 8000 л.с., 14,5 узла, 4800 миль 616 человек, 2 × 305-мм орудия, 4 × 229-мм, 8 × 152-мм,
20 малокалиб., 6 надводных, 2 метательных ТА.
Фото - Дмитрий Кашанин (USSRNAVI с форума airbase.ru)
"Двенадцать апостолов", 1890-1926 гг.
Построен в 1888-1890 гг.в Николаеве по индивидуальному проекту, близкому к типу «Екатерина II».
Единственный поход - с эскадрой, направленной на усмирение восстания на броненосце "Потёмкин".
Снимался в роли "Потёмкина" в фильме Эйзенштейна.
В 1911-1912 годах корабль был выведен в резерв, разоружён и переоборудован в блокшив.
Разобран на металл в Севастополе 1926 году.
8700 т, 104,2 /18,3 / 8,4 м, 8760 л.с. 15 узлов, 1540 миль, 26/573 человек, 4 × 305-мм, 4 × 152-мм, 14 малокалиб., 6 торп. аппаратов.
Фото - "Lookijan" с forums.airbase.ru
«Наварин», 1896-1905 гг.
Единственный российский броненосец с четырьмя трубами; и единственный корабль с трубами, расположенными четырёхугольником.
Построен в 1889-1891 годах в Санкт-Петербурге. Вступил в строй в 1896 г.
Год служил на Средиземном море, затем переведён в Порт-Артур.
В 1902-м вернулся на Балтику для модернизации.
В октябре 1904 г. ушёл с эскадрой З.П.Рожественского и, выжив в дневном бою, погиб в ночь после Цусимского сражения от минной атаки. Из экипажа спаслись три человека.
9500 тонн, 106,0 / 20,4 / 8,4 м, 9144 л.с., 16,3 узла, 3050 миль 26/596 человек, 4 × 305-мм, 8 × 152-мм, 6 ТА.
Lookijan
"Три Святителя", 1895-1920-е гг.
Построен в 1891-1893 гг.в Николаеве. Имел самое мощное бронирование в российском флоте.
В 1905 г. входил в отряды, подавлявших восстания на "Потёмкине" и "Очакове".
В 1911-1912 гг.модернизирован и перевооружён.
В Первую мировую сражался мыса Сарыч в ноябре 1914 года и при Босфоре весной 1915 г. В Гражданскую - стоял в Севастополе.
В апреле 1919 года был выведен его из строя отступавшими английскими войсками и в начале 1920-х годов разобран на металл.
12 480 тонн, 115,1 / 22,0 / 8,6 м, 11 308 л.с., 16,5 узлов, 2400 миль, 26/705 человек, 4 х 305-мм, 8 х 152-мм, 4 х 120-мм, 22 малокалиб., 6 торп. аппаратов.
Фото - "Lookijan" с forums.airbase.ru
Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков». 1896-1904 гг.(тип «Адмирал Сенявин»)
Построен на Балтийском заводе в 1892-1893 гг.Введён в эксплуатацию в 1896 году.
Служил только на Балтике. Первый в карьере поход - со 2-й Тихоокеанской эскадрой.
В Цусиме получил столь тяжёлые повреждения, что экипаж затопил корабль.
Погибли 90 человек, остальные были спасены японскими судами и взяты в плен.
4648 тонн, 84,8 / 15,9 / 5,2 м, 5700 л.с., 16 узлов, 3400 миль, 21/385 человек, 4 × 254-мм орудия, 4 × 120-мм, 26 малокалиб., 4 надводных ТА.
Авторы фотографий - Сергей Шаров и Максим Приданников (Pz.beob.wg с форума airbase.ru).
|
|
|