* Первым кораблём, носившим имя Екатерины II был линейный корабль "Императрица Екатерина II", служивший в Черноморском флоте с 1831 по 1847 годы.
* Вторым стал рассматриваемый здесь броненосец.
* Затем в 1911 году в Николаеве был заложен линкор "Екатерина II" в память о броненосце, но при вводе в строй в 1915 г. его переименовали в "Императрица Екатерина Великая", а в 1917 году в "Свободную Россию". В 1918-м он был затоплен в Новороссийске под угрозой захвата Германской армией.
* Пассажирский лайнер "Эстония", потроенный в 1960 году, в 1992-м переименовали в "Екатерина II", а в 2003-м отправили на слом.
* Сейчас в Москве числится частная моторная катер-яхта "Екатерина 2-я".
- Водоизмещение - 4648 т
- Длина - 84,8 м
- Ширина - 15,9 м
- Осадка - 5,2 м
- Броня: борт - 203—254 мм;
гл. помещения - 152-203 мм;
палуба 25—51 мм
2 машины, 4 котла, 5769 л.с.
- Скорость - 16 узлов
- Дальность - 3400 миль
- Экипаж - 21 офицеров, 385 матросов.
- Вооружение: 4 × 254-мм орудия, 4 × 120-мм, 26 малокалиберных, 4 надводных ТА.
|
Броненосец заложили в Николаеве в 1883 г., спустили на воду в 1886 и полностью ввели в строй к 1890-му году.
Машины делали на Балтийском заводе в Петербурге, а броню и орудийные установки - в Англии.
Он открыл серию из четырёх однотипных кораблей. Вторым, практически идентичным, стала "Чесма", а третьим и четвёртым - с некоторыми отличиями - «Синоп» и «Георгий Победоносец».
Это были первые российские корабли водоизмещением свыше 10 000 тонн.
При проектировании рассматривали разные варианты расположения артиллерии и в итоге остановились на треугольном размещении барбетных установок, не встречавшимся более в других проектах в мире ни до ни после этого.
Главным отличием "Екатерины II" от "Чесмы" была система орудий. У "Екатерины" они выдвигались из установок только для произведения выстрела, а всё остальное обслуживание происходило при убранных внутрь барбета стволах. У "Чесмы" подобная система была только запроектирована, но не осуществлена, стволы всегда были выдвинуты а сама арт-установка защищалась лёгким металическим кожухом от пуль и осколков.
Для размещения устройства выдвижения орудий были устроены увеличенные и выступающие за габариты корпуса казематы. На второй паре кораблей такая система не предусматривалась изначально и казематы не выходили за плоскость борта.
Служба всех кораблей проекта выявила недостаточную прочность контрукций корпуса, что требовало постоянных ремонтов после выстрелов вдоль оси судна.
В 1898-1902 годах броненосец был модернизирован - поставлены более совершенные водотрубные котлы и более прочная, а значит, лёгкая броня.
Однако сам корабль уже был значительно устаревшим, и в 1906 году его исключили из состава флота.
Планировались различные варианты использования - школа машинистов, учебная мишень для торпед, но, скорее всего, в 1914 году его просто разобрали на металл. (В. Арбузов, книга "Броненосцы типа Екатерина II")
Броненосец "Екатерина II"
модель, чертежи
Модель броненосца в Музее Судострония и флота в Николаеве.
Общий боковой вид броненосца Екатерина II.
Теоретический чертёж - общий для всех кораблей этого типа.
Продольный разрез и план батарейной палубы.
Схема расположения внутри корпуса 152-мм орудия и торпедного аппарата.
Сравнительная схема всех четырёх броненосцев типа "Екатерина II".
Комплект выкроек журнала "Бумажное моделирование" броненосца "Екатерина II".