При Наварине были одержаны две победы над турецкими флотами - в 1770 году - флотом Г.А.Спиридова и в 1827 - общей Русско-англо-французской эскадрой. Российсой частью командовал адмирал Л.П.Гейден.
* Первым "Наварином" в нашем флоте стал в 1828 году корвет, взятый в плен в Русско-турецкой войне и затем переименованный.
Броненосец вторым носил это имя.
* Далее оно перешло к так и не достроенному линейному крейсеру 1915-1923 гг.
* Затем был дизель-электроход типа "Амгуема" 1967-1999 гг. - собрат по серии и напарник "Оби" по доставке антарктических экспедиций.
* Сейчас (апрель 2021) это имя носит буксир-толкач 1989 года постройки в Новороссийске.
- Водоизмещение - 9500-10200 т
- Длина 106 м
- Ширина 20,4 м
- Осадка 8,4 м
- Броня: борт - 305-406 мм,
гл. помещения — 127-305 мм,
палуба — 51-76 мм
общий вес - 2807 т
- 2 машины, 12 котлов, 9144 л. с.
- Скорость - 16,3 узла
- Экипаж 26 офицеров 596 матросов
- Главная артиллерия - 4 × 305-мм,
8 × 152-мм, 28 малокалиберных, 6 ТА.
|
«Наварин» — первый российский броненосец классической конструкции - с 4-мя орудиями главного калибра в двух башнях на оконечностях и батарей пушек в середине.
Так же и первый, расчитанный на походы на Дальний Восток.
Единственный российский броненосец с четырьмя трубами; и единственный достаточно крупный корабль с трубами, расположенными четырёхугольником.
Построен в 1889-1891 годах, Адмиралтейские верфи С-Пб. Вступил в строй в 1896 г.
Первый год служил на Средиземном море, помогал урегулировать турецко-греческий конфликт на Кипре.
В 1898 г. черз Суэцкий канал «Наварин» перевели в Порт-Артур.
В 1900 году броненосец участвовал в подавлении восстания китайских "боксёров". В 1902-м вернулся на Балтику - в Либаву (ныне - Лиепая, Латвия) для диагностики, модернизации и ремонта.
Состояние корабля оказалось хорошим. На нём усилили котлы, сняли мощную фок-мачту, заменив её тонкой "антенной".
Через год его включили в эскадру З.П.Рожественского.
В Цусимском бою днём он не получил серьёзных повреждений, к ночи оказался единственным кораблём, на котором полностью работали прожектора. Командир приказал освещать море, чтобы не допусть внезапных атак миноносцев противника. Это и сделало корабль их главной мишенью.
Из-за аварии в машине «Наварин» отстал от остальных кораблей и был, по рассказу одного из выживших моряков, расстрелян торпедами с миноносцев.
По рапортам же самих японских моряков, они выставили на его пути соединённые тросом связки плавучих мин, в которые броненосец и "въехал". (А. Спиридонов)
В любом случае, «Наварин» погиб, а из экипажа спаслись всего три человека.
Броненосец "Наварин"
модель, чертежи
Модели из Центрального Военно-морского музея.
3d модель работы участника "serge" с форума tsushima.su
Общий боковой вид и вид сверху - чертёж со спецификацией и статья о броненосце "Наварин", опубликованные в журнале "Моделист-корабел" №4 2001 год.
Общая схема и схема бронирования с указанием толщины брони.
Копия с заводского чертежа - поперечные сечения по 29-му и 67 шпангоутам.
Планы подпалубных помещений на платформах и трюма.
Схема противо-минной защиты
Теоретический чертёж
Копия с заводского чертежа продольного разреза. Вид сверху.