До этого всего лишь один корабль был назван персонально в честь Петра I - парусный линейный Балтийского флота "Император Пётр I" 1829-1863 гг.
Кроме него и броненосца, ранее имя "Пётр Великий" носили пять судов:
* Колёсный пароход, построенный около 1873 года в Швеции и ходивший по Каме до 1957 г. (с 1936 года как "Яков Воробьёв"). Потом он использовался под жильё в Перми.
* Ледокол на Балтике 1911-1917 - погиб, подорвавшись на мине.
* Пассажирский пароход на Чёрном море 1913 г. Закончил службу плавучей гостиницей во Владивостоке в 1975 г.
* Черноморский пароход 1939 года постройки, полученный по репарации от Германии в 1946 г. Пароход послужил в пяти странах, сменил пять имён, и как "Пётр Великий" проработал с 1953 до 1973 г.
* Балкер Мурманского порта 1978-2019 гг.
Сейчас в строю четыре:
* Универсальный сухогруз 1983 г., приписанный к Омску.
* Бункеровщик 1987 г. в Ростове-на-Дону.
* Атомный ракетный крейсер проекта 1144 Северного флота 1998 г.
* Речной пассажирский лайнер Московского пароходства 2019 года.

- Водоизмещение - 9665 - 10 406 т.
- Длина - 103,5 м
- Ширина - 19,2 м
- Осадка - 8,28 м
- Бронирование - 203-365 мм
- Мощность в начале - 6300 л.с.
с 1881 года - 8296 л. с.
- Скорость - 12 уз,
с 1881 г. - 14,36 уз
- Экипаж 440 человек
- Вооружение: в начале - 4 × 12"(34,8 мм)/20, 6 × 87-мм.
после 1906 г.:
4 × 203-мм/45,
12 × 152-мм, 2 × 381-мм ТА.
|
«Пётр Великий» - первый настоящий броненосец в российском флоте.
До 1892 года числился как монитор, затем - по новой классификации как эскадренный броненосец.
Строился по проекту адмирала А. А. Попова на Галерном острове С-Пб в 1869-1872 гг., и затем достраивался в Кронштадте до 1977 года.
Сперва он назывался "Крейсер", но в 1872 ещё на стапеле был переименован в «Пётр Великий» в честь 200-летия со дня его рождения.
Сперва броненосец был вооружён короткоствольными (длиной 20 калибров - 34,8х20=6096 мм) орудиями, разработанными и изготовленными на Обуховском заводе специально для него.
Ещё одну пару сделали для батареи "Вице-адмирал Попов".
Сразу же в начале службы обнаружилось несовершенство машин и в итоге они были замены на новые в ходе ремонта в Глазго в 1881 г.
После ремонта корабль ушёл в "представительский" поход на Средиземное море и вернулся в Кронштадт к осени 1882 года.
На Балтике десять лет совершал практические и тренировочные плавания, затем был серьёзно реконструирован с заменой артиллерии и энергооборудования.
В качестве главного калибра на него поставили новые 203 мм орудия с длиной ствола 45 калибров.
В 1907 г. броненосец сделан учебно-артиллерийским кораблём.
В 1917 году «Пётр Великий» стал плавучей базой подводных лодок в Ревеле. Затем его перевели в Гельсингфорс, а оттуда он перешёл в Кронштадт.
В 1921 г. броненосец был разоружён и превращён в минный блокшив, прослужив в этой роли до конца Великой Отечественной войны.
Не раз попадал под обстрелы и бомбардировки, но выдержал. Затем стал плавучей казармой и пробыл её до 1959 года.
После этого прослуживший более 80 лет корабль разобрали на металл.
К 100-летию спуска броненосца на воду почта СССР выпустила тираж почтовых марок.
Броненосец "Пётр Великий"
модель, чертежи
Модель из коллекции Центрального Военно-морского музея Санкт-Петербурга.
Модель работы Алексея Шмагина, город Красногорск, масштаб 1/250.
Серебрянная медаль чемпионата России 2018 года в классе "С-4B".
Полный фотообзор - на сайте shipmodeling.ru
Чертежи броненосца, взятые с портала tsushima.su
Внешний боковой вид и план верхней палубы на момент вступления в строй

Демонстрационные чертежи 1870 года.
Виды сбоку и сверху
Продольный разрез и верхняя палуба
а – план жилой палубы; б – план нижней палубы; в – трюм.
Комплект выкроек для постройки бумажной модели броненосца "Пётр Великий" от издательства "Орёл"