* Ранее это имя носил бриг, совершивший в 1868-1869 гг.почти кругосветный переход с финляндскими переселенцами из Германии в Находку.
* "Александр II" назывался пароход, прослуживший на Чёрном море с 1859 по 1916 годы;
* С 2002 года и до сих пор (на март 2021 года) это же имя носит пассажирский теплоход 1983 г. постройки, ранее называшийся "Кубань".
- Водоизмещение - 8440 - 9244 тонн
- Длина - 101,78 м
- Ширина - 20,4 м
- Осадка - 7,5 м
- Броня - борт - 356 мм
помещения - 152-254 мм
палуба - 63 мм
общий вес - 2474 т
- Скорость - 15,27 узла
- Экипаж - 31 офицер 585 матросов
- Вооружение - 2 × 305-мм орудия,
4 × 229-мм,
8 × 152-мм, 20 малокалиберных, 5 торпедных аппаратов
|
"Император Александр II" - первый полноценный броненосец Балтийского флота после "Петра Великого". (Все корабли типа "Екатерина II" служили на Чёрном море)
Артиллерия главного калибра - барбетного типа - т.е. без поворотной бронированной башни - вращающиеся орудия защищены только лёгким колпаком.
Построен в 1883-1889 на Новом Адмиралтействе С-Пб. После всех доработок и испытаний официально введён в строй в 1891 г., а фактически - в 1893 г.
Первые два года корабль служил на Балтике, а потом - более пяти лет (рекордный срок) на Средиземном море. Там броненосец прошёл три ремонта, примерно 36 000 миль и израсходовал 19 500 тонн угля.
Начиная с 1901 года "Император Александр II" числился в учебно-артиллерийском отряде.
В 1909 году освидетельствование в Кронштадте показало очень хорошее состояние корпуса, но безнадёжное моральное устаревание. Корабль продолжил оставаться учебным.
В начале 1917 г. начались смуты в экипаже. В марте матросы убили командира корабля, в мае броненосец переименовали в "Зарю Свободы".
25 октября 1917 его перевели в Петроград для огневой поддержки восстания, а на зиму опять вернули в Кронштадт.
Там же его и разобрали в 1922 году.
Однотипный корабль - "Император Николай I" - был захвачен японцами при Цусиме, переименован в "Ики" и сделан учебным кораблём.
В 1915 г. расстрелян как мишень.
Броненосец "Император Александр II"
модель, чертежи
Модели из Центрального Военно-морского музея.
Модель работы Владимира Темникова из Таллина. Находится в Таллинском Морском музее.
Общий боковой вид и вид сверху
Продольный разрез и план батареной палубы. Компоновка помещений
Копия с заводского чертежа продольного разреза.
Вид сверху и план верхней палубы
Планы батарейной и жилой палуб, подпалубных помещений на платформах и трюма.
Схема бронирования с указанием толщины брони. Поперечное сечение по мидель-шпангоуту. Осевой разрез барбетной орудийной установки главного калибра.
Буклет чертежей в формате pdf.