38.5 Оконные переплёты модели парусника
Теперь нужно решить, как Вы будете делать оконные переплёты для модели своего корабля.
В мелком масштабе – 1:150 и мельче возможно использование сетчатого тюля, наклеенного на чёрную бумагу или картон,
аналогично способу, описанному в шестой главе. Этот вариант больше подойдёт для рам, изготовленных по второму способу,
рассмотренному в предыдущем пункте. Готовые окна модели фрегата Паллада, выполненные по такой технологии,
будут выглядеть примерно так – рис 38.51
Для моделей в более крупном масштабе, особенно с рамами, сделанными по первому варианту,
этот способ годится хуже – результат будет выглядеть несколько кустарно.
Здесь лучше имитировать переплёт толстыми (лучше всего 10 номер) белыми или подкрашенными
в светло-бежевый цвет проклеенными нитками.
Что бы переплёт получился ровным, но натянутые нитки не деформировали пока ещё весьма
слабую конструкцию окна, рама изнаночной стороной вверх накладывается на лист толстого
картона и в нескольких (минимум четырёх) местах прихватывается к нему стежками ниток.
Затем в точках пересечения линии переплёта с краем детали, отступив от края на несколько миллиметров
тонким шилом накалываются отверстия для нитей переплёта. После этого обыкновенной швейной иглой
через эти отверстия протягиваются нити — сперва вертикальные — они с лицевой стороны будут идти поверху,
а потом — горизонтальные. При таком порядке формирования переплёт будет выглядеть более выразительно.
Так-же переплёт можно сформировать и отдельно. Для этого по размерам всей оконной поверхности из тонкого чёрного картона
с припуском в несколько миллиметров вырезается подложка и по линии своего контура наклеивается на толстый жёсткий картон.
Этот картон обрезается на расстоянии около 1 см от края подложки. Затем размечается положение линий переплёта,
и по этим линиям на краях картона ножом делаются прорези, в которые вставляются и натягиваются нитки – рис. 38.52
Естественнее готовый переплёт будет выглядеть, если сперва установить горизонтальные, а затем вертикальные нити.
Когда все нити будут установлены, конструкция проклеивается. При пропитывании клеем натяжение нитей слабеет
и их нужно ещё раз немного подтянуть, но не очень сильно, только, ч.б. выдержать прямолинейность,
т.к чересчур перетянутые нитки, потом могут деформировать готовый транец.
Если переплёты были сделаны из достаточно толстых нитей, то между ними под рамы во избежание деформации
можно подклеить небольшие кусочки тонкого картона.
Схематично это можно представить как на рис 38.53
Когда переплёт высохнет, на него наклеиваются изготовленные ранее оконные рамы.
Уже окончательно просушенную конструкцию всего оконного блока срезаем с картонного основания и аккуратно обрезаем
по контуру и наклеиваем по месту на вырезанную ранее заготовку транца. Окна, выполненные по такой технологии,
показаны на рисунке 38.54 для модели фрегата Штандарт.
Теперь готовую оконную раму устанавливаем на вырезанный из картона силуэт транца.