30. Остов старинных кораблей
30.1 Киль
Самым главным конструкционным узлом корпуса любого наборного судна – от самой маленькой лодки до линейного стопушечного парусного корабля
или современного танкера является киль. Он, как правило, служит основным элементом и моделей кораблей.
С его закладки на стапеле верфи почти всегда начиналось строительство корабля, в дальнейшем на нём строился весь набор,
остов корпуса - базировались шпангоуты, к килю крепились штевни - фор- и ахтерштевень – мощные брусья,
формирующие основу носовой и кормовой оконечностей корабля. Впереди, обычно с некоторым небольшим, а иногда и значительным,
наклоном вперёд ставился форштевень, а сзади,на корме уже почти вертикально или с существенно меньшим наклоном назад - ахтерштевень,
к которому в дальнейшем на специальных шарнирных петлях крепилось перо руля.
У некоторых сравнительно небольших судов и киль и штевни могли быть изготовлены из цельного ствола дерева, иногда специально подобранной конфигурации,
максимально совпадающей с необходимым профилем детали При этом ствол дерева обычно полностью выкорчёвывали,
что-бы иметь возможность использовать при строительстве природный профиль изгиба у корня. Случалось, что и вершину дерева загибали заранее,
что-бы через несколько лет она образовала необходимый при строительстве угол.
А у больших и киль и оба штевня были составными как по длине так и по сечению.
Обычно особенно сложное строение на больших деревянных парусных кораблях имела конструкция набора остова носовой оконечности — форштевень и княвдигенд.
Он состоял из многочисленных плотно подогнанных друг к другу и скреплённых специальными вставными шипами и нагелями – деревянными гвоздями — элементов.
Большинство из них имело своё специальное название, приводить которые здесь не будем, что-бы не загромождать текст,
тем более, что сейчас они известны только специалистам историкам.
Пример фрагмента сборочного чертежа такой конструкции для далеко ещё не самого большого корабля - двухпалубного экспедиционного шлюпа «Восток» -
приведён на рисунке 30.1