41.1 Кофель-нагельные планки и битенги
Кофель-нагельными планками называли специальные толстые доски или брусья, к которым оттягивалися ходовые концы снастей
бегучего такелажа. В них проделывались отверстия, куда вставлялись специальные деревянные или металлические штыри – нагели,
и служившие для закрепления тросов. Эти планки могли устанавливаться на битенгах около мачт (спереди, сзади или по бокам),
а монтироваться на внутренней стороне фальшборта или так-же на битенгах параллельно краю палубы в районе установки вант.
У старинных парусников роль кофель-нагеля могли так-же играть ворсты — деревянные брусья, соединяющие ванты над талрепами
и предохраняющие их от проворачивания при изменении натяжения ванты.
Битенги – толстые монолитные тумбы или вертикальные брусья — стойки, к которым крепились кофель-нагельные планки.
В некоторых случаях битенги соединялись между собой другим брусом. Тогда они могли служить для закрепления якорного
каната, буксирных тросов или других сильно нагруженных снастей бегучего такелажа.
Возможный примерный вид кофель-нагеля и битенгов дан на рис. 40.81
Изготовление этих узлов, в принципе не должно вызывать особых сложностей. Скажу только, что при всём соблазне изготовить
планки из шпона, лучше всё-таки попытаться найти массивные заготовки требуемого сечения, или в крайнем случае самостоятельно
выстрогать их из достаточно плотной древесины — самое доступное — из берёзы и при необходимости тонировать.
В просверленные отверстия можно тут-же вставить и нагели, зафиксировав их клеем.
В идеале нагели правильной формы вытачиваются на токарном станке. Поскольку мало у кого из начинающих моделистов есть такая
возможность, то их можно и приобрести готовыми в специальных модельных магазинах, или, если хочется построить полностью авторскую
модель корабля, нарезать их из продающихся там-же деревянных заготовок диаметром 1 миллиметр. В самом крайнем случае, для моделей
масштаба мельче, чем 1:100 нагели можно просто нарезать из полоски плотного однородного шпона отрезанной поперёк волокон и шириной,
равной длине нагеля. Конечно их сечение в этом случае будет далеко от цилиндрического, но в таком достаточно мелком масштабе это
не будет особо заметно и не должно произвести впечатление кустарщины.
В том случае, если отверстии в столь малых деталях окажется сверлить весьма затруднительно, то можно выполнить их по упрощённой схеме,
отказавшись от нагелей. Тогда такелаж можно будет заводить в специально сделанные прорези, и тут же фиксировать клеем.
Битенги, служащие стойками планок, вставляются в отверстия, просверленные в палубе, и при необходимости, для квадратных
или прямоугольных в сечении стоек, расточенные квадратным надфилем до необходимого размера. В них (стойках) мелкозубым
ножовочным полотном (по металлу или специальной модельной пилкой) делаются прорези, в которые вклеивается планка.
Якорные и другие битенги изготавливаются в соответствии с чертежом модели корабля из планок необходимого сечения.
Если площадь их контакта с палубой достаточно большая, их можно просто приклеить на палубу в соответствующем месте.