Корабль строили на Балтийском заводе как яхту и посыльное судно для наместника императора Дальнем Востоке Е. И. Алексеева.
С началом Русско-японской войны его вооружили и включили во 2-ю Тихоокеанскую эскадру.
"Алмаз" оказался единственным крейсером, которому удалось вырвавшись из Цусимы дойти до Владивостока.
Там крейсер был перевооружён, и по окончании войны ушёл обратно на Балтику.
C 1908 по 1911 гг. он был стал императорской яхтой, затем после ремонта переведён на Черноморский флот.
К началу Первой Мировой "Алмаз" переоборудовали в гидрокрейсер - корабль-базу для гидросамолётов. Сперва для двух, а с 1916 года - для четырёх.
Он участвовал в сражении у мыса Сарыч в ноябре 1914 г, а в мае 1915 - в бою в Босфоре. Всего за войну "Алмаз" потопил 6 турецких кораблей.
В октябре 1917 г. из-за благоустроенных кают на крейсере разместился Одесский Совет матросских депутатов и Рев-трибунал.
Весной 1918 года корабль перевели для ремонта в Севастополь. Там в мае его захватили немцы, затем французы, а после передали Белому движению.
В октябре 1920 г. "Алмаз" во главе отряда транспортов эвакуировал из Грузии заблокированную там красными отрядами казачью дивизию. Было спасено 6200 человек и 800 лошадей.
В ноябре 1920 года крейсер, забрав семьи моряков и всех, кого смог, желающих уехать, ушёл из Крыма сперва в Константинополь, а потом в Бизерту.
Французские власти, признавшие СССР, не позволяли экипажам, противникам советской власти, поддерживать боеготовность судов, и они пришли в упадок. "Алмаз" разобрали на металл в 1934 году.
Фото - "Kronma", "Ovatec" и "dmirg78" с портала forums.airbase.ru
3285 тонн, 111,4 / 13,3 / 4,9 м, 7950 л. с., 19 узлов, 3350 миль, 12 / 50 / 224 чел.
Вооружение - при Цусиме: 4 × 75-мм, 6 × 47-мм, с 1905 года: 3 × 120-мм, 10 × 75-мм, 2 × 47-мм,
- 1-я Мировая: 7 × 120-мм, 3 × 76-мм зенитки; два, а затем - 4 гидросамолёта
Бронепалубный крейсер "Жемчуг", 1904
Крейсер строили по доработанному проекту "Новика" в паре с крейсером "Изумруд", взорванного экипажем после Цусимы под страхом захвата противником.
Построен на Невском заводе в 1902-1904 годах. Сразу по вводу в строй в сентябре 1904 года крейсер вошёл во 2-ю Тихоокеанскую эскадру.
В Цусиме он избежал тяжёлых повреждений и вместе с крейсерами "Аврора" и "Олег", оторвавшись от погони, ушёл в Манилу, где корабли были интернированы до конца войны.
Осенью 1905 г. "Жемчуг" вернулся в Россию и был включён в Сибирскую флотилию.
До 1910 года корабль ежегодно ходил в практические плавания в порты Китая, Японии, Кореи, участвовал в учениях.
В 1910 г. после капремонта он стал флагманом флотилии.
С началом Первой Мировой «Жемчуг» вместе с крейсером «Аскольд» отправился на Балтику.
15 октября 1914 года в порту Пенанг (Малайзия) он был торпедирован немецким крейсером "Эмден". В 1920-м г. его разобрали английские водолазы.
Фото - "Lookijan" с форума forums.airbase.ru
3380 тонн, 111,2 / 12,8 / 5,4 м, 11 180 л. с., 24 узла 4500 миль, 11 / 333 матроса, 8 × 120-мм, 9 малокалиберных орудий, 4 пулемёта, 3 торп. аппарата (11 торпед)