Броненосцы: 1872-1900 гг.
1900-1907 гг.
Крейсера: броненосные
бронепалубные I рн.
II ранга
минные
Официальное понятие "крейсер" в Российском флоте появилось в 1892 году с введением новой классификации кораблей. До того эти корабли значились фрегатами или корветами различных рангов.
С 27 сентября 1892 г. крейсера делились на два ранга в зависимости от водоизмещения - свыше 4000 т. относились к первому, меньше - ко второму. Хотя бывали и исключения.
Так гражданские изначально пароходы вплоть до 10 000 т. могли вооружать и квалифицировать как вспомогательные крейсеры 2-го ранга. А крейсер "Светлана" при водоизмещении 3 900 т. относился к 1-му.
I ранг крейсеров разделялся на два подкласса - броненосные - с дополнительной броневой защитой по ватерлинии от поражения торпедами; и бронепалубные - не имевшие такого защитного пояса. Бронировалась при этом не верхняя, а расположенная несколько выше ватерлинии сводчатая палуба, под которой находились самые жизненно важные помещения корабля, и продолжающие её в нос и корму наклонённые вниз карапасные палубы. Общая схема - на поперечном сечении справа.
"Светлана", 1896
"Варяг", 1900
"Богатырь", 1901
"Аскольд", 1901
"Очаков", 1902
"Аврора", 1903
"Диана", 1901
«Адмирал Корнилов», 1886-1911 гг.
Строился по индивидуальному проекту в Сен-Назере (Франция) в 1885-86 годах и вступил в строй в 1889 г. Сперва имел полное парусное вооружение по типу барка и считался бронированым фрегатом.
Поочерёдно служил во Владивостоке, на Балтике, на Чёрном море, и снова во Владивостоке.
Там в 1895 г. у крейсера были заменены котлы, снят парусный рангоут и в 1897 году он вместе с эскадрой перебазировался в Порт-Артур.
В 1900 г. участвовал в подавлении Боксёрского восстания в Китае. В 1902 году вернулся в Кронштадт.
В 1907 г. сделан учебным кораблём, а в 1911-м был списан как устаревший и физически и морально.
Модель изготовлена во Франции по ходу строительства крейсера, м. 1:50
Характеристики здесь и далее - водоизмещение, длина, мощность, скорость, возможная дальность похода экономической скоростью (~ 50% от полной), экипаж - офицеры/матросы (обычно по "мирному" штату), основное воружение.
5880 тонн, 112,8 / 14,8 / 7,8 м, 6580 л.с. 17,6 узла, 10 000 миль, 481 человек, 14 × 152-мм, 18 малокалиберных орудий, 6 торпедных аппаратов.
Фото - "Lookijan" с forums.airbase.ru
"Светлана", 1896 - 1904 гг.
Бронепалубный крейсер строили в Гавре в 1895-1896 гг.как яхту для главы Морского ведомства - великого князя Алексея Александровича. В марте 1898 года корабль вошёл в строй.
Прямо из Гавра яхта пошла на Средиземное море, в Тулон. Оттуда - в Лиссабон, на праздник по случаю 400-летия плавания Васко да Гамы.
В июне 1898 года Алексей Александрович для проверки машины обошёл на ней порты Балтийского моря на полном ходу. Затем были два рейса в Копенгаген на родину императрицы Марии Фёдоровны.
В 1899 году - вокруг Скандинавии - на открытие будущего порта Мурманск,а после - на Шпицберген, ч.б. установить его принадлежность России. В 1900 г.- вояж императорской семьи по маршруту Кронштадт - Ревель - Варнемюнде - Киль - Копенгаген - Кронштадт.
С началом Русско-японской войны яхту вооружили и включили во 2-ю Тихоокеанскую эскадру как крейсер 1-го ранга, хотя он и не подходил по водоизмещению.
В Цусиме "Светлана" получила всего одну крупную пробоину, но она и погубила крейсер.
Снаряд попал ниже ватерлинии в отделении динамо-машин, вода затопила часть отсеков.
Крейсер потерял скорость и отстал от эскадры.
Утром их заметили два японские крейсера и начали обстрел. Была возможность сдаться, но моряки приняли бой. Японские крейсера расстреляли "Светлану" практически в упор и ушли. Часть экипажа спас другой японский крейсер - "Америка-мару". Погибло 167 человек.
3908 тонн, 101 / 13 / 5,7 м, 9897 л.с., 19 узлов, 4300 миль, 19/11/426 человек, 6 × 152-мм, 4 × 75-мм, 10 малокалиберных орудий (на 1905 год), 4 × 381-мм ТА (до 1900 г.).
Фото - "dmirg78" с forums.airbase.ru
«Варяг», 1900 - 1020 гг.
Бронепалубный крейсер построили по новейшему русско-американскому проекту в Филадельфии в паре с броненосцем "Ретвизан" в 1898-1900 гг.
В мае 1901 года крейсер пришёл в Кронштадт. В августе был отправлен в Порт-Артур, прошёл через Суэцкий канал и прибыл туда в феврале 1902 года.
В первый день войны "Варяг" вместе с канонеркой "Кореец" находились на базе в нейтральном Чемульпо вместе с кораблями США, Англии, Франции и Италии. Через месяц они были блокированы японской эскадрой из 14 кораблей. Япония потребовала от российаких кораблей уйти и оставить базу.
Наши моряки решили принять бой. В результате боя на "Варяге" и "Корейце" было убито 39 и ранено 73 человека в т.ч. командир "Варяга" В.Ф.Руднев. Экипажи взорвали канонерку и затопили крейсер.
Под обещание не участвовать в боях до конца войны моряки, кроме тяжело раненых, вернулись в Россию.
В августе 1905 года японцы подняли корабль и к 1907 году ввели в строй как учебный с именем "Сойя".
В знак уважения на корме было оставлено оригинальное название. Руднева Япония наградила орденом Восходящего солнца.
В 1-й Мировой Россия выкупила у Японии три захваченных 10 лет назад корабля, в т.ч. и "Варяг", вернув ему историческое имя.
В ноябре 1916 г. "Варяг" пришёл в Мурманск ко Флотилии Северного Ледовитого океана. В марте 1917 года крейсер отправили в Англию для капремонта.
После революции Англия реквизировала корабль за долги и в 1920 г. продала Германии на слом. По пути туда он затонул из-за шторма у берега в Ирландском море. Остатки корпуса взорвали в 1925 году, ч.б. не мешать судоходству.
6600 тонн, 129,6 / 15,9 / 6,0 м, 20 000 л.с. 24,5 узла, 6100 миль, 20/550 человек, 12 × 152-мм орудий, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных, 2 пулемёта
6 торп. аппаратов, 2 метательных минных, 35 мин заграждения.
Автор фотографий - Максим Приданников ("Pz.beob.wg") и "Сумрак" с форума airbase.ru
"Богатырь", 1901-1933 гг.
Бронепалубный крейсер построен по немецкому пректу в Штетине в 1899-1901 гг.Головной в серии из пяти кораблей. Остальные - «Олег» , «Кагул», «Очаков» и сгоревший на начальном этапе «Витязь» строились в России.
Сразу после вода в строй переведён во Владивосток.
В мае 1904 года в Амурском заливе налетел на камни, и всю войну простоял на ремонте.
После войны переведён на Балтику как учебный корабль. Ходил в Чёрное и Средиземное моря.
Оказался близ Сицилии в момент Мессинского землетрясения 1908 года. Моряки "Богатыря" спасли около 1800 человек.
В 1915 г. крейсер модернизировали и до конца войны он прослужил на Балтике. По её окончании "Богатырь" оказался в Гельсингфорсе и участвовал в ледовом переходе в Кронштадт весной 1918 года.
В 1922 году корабль разобрали.
7428 тонн. 134,1 / 16,6 / 6,8 м, 20 368 л.с. 24,3 узла, 4900 миль, 30/550 человек,
12 × 152-мм орудий, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных, 4 пулемета, 4 ТА.
Авторы фотографий - Vadim64 с портала karopka.ru, Иван Тиринов и "Lookijan" с форума airbase.ru, Сергей Шаров
«Аскольд», 1901 - 1922 гг.
Бронепалубный крейсер построен по индивидуальному проекту в Германии в 1898-1901 годах. Единственный в нашем флоте пятитрубный крейсер.
В 1903 году с отрядом переведён во Владивосток, затем - в Порт-Артур.
После блокирования Порт-Артура и боя в Жёлтом море только "Аскольду" и крейсеру "Новик" удалось прорваться через японскую эскадру и уйти в Шанхай. Там корабли прошли ремонт и были интернированы до конца войны.
Вернувшись в Россию "Аскольд" стал флагманом Сибирской военной флотилии по-прежнему оставаясь во Владивостоке.
С началом 1-й Мировой крейсер пошёл в Гонконг, затем в составе эскадры Антанты - в Средиземное море. Участовал в боях.
Прошёл ремонт во Франции и был переведён в Мурманск. Там в 1918 году перешёл под контроль англичан.
В 1922 г. Россия выкупила корабль, но был столь изношен, что в итоге продан на металл.
6000 тонн, 132,5 / 16,9 / 6,3 м, 23 600 л.с., 24,5 узла, 6500 миль, 30/550 человек,
12 × 152-мм, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных оррудий, 4 пулемёта
6 торпедных аппаратов
"Очаков", 1902-1933 гг.
Третий (по дате закладки) из пяти бронепалубных крейсеров типа «Богатырь».
Строился по немецкому проекту в Севастополе в 1901-1902 годах.
Ещё во время испытаний в ноябре 1905 г. на нём началось восстание, поднятое лейтенантом П.П.Шмидтом.
Восстание было подавлено, Шмидт арестован и расстрелян, а крейсер - расстреляли прямо в бухте с берега и других кораблей.
После пожара и ремонта его ввели в строй только в июне 1909 г. с новым названием «Кагул».
В 1911 г. был почти двухгодовой поход в район Мраморного моря.
К началу Первой мировой войны «Очаков»-«Кагул» уже значительно устарел и физически, и морально.
Однако прослужил до середины 1916 г. и он встал на капитальный ремонт до декабря 1917 года. За это время ему вновь вернули имя «Очаков».
В 1919 г. крейсер попал в состав Белой армии. Здесь его снова переименовали - теперь в "Генерал Корнилов".
В ноябре 1920 года корабль ушёл из России с моряками и их семьями сперва в Константинополь, а затем - в Бизерту.
Там крейсер был интернирован Францией и в 1933 г. отправлен на слом.
7600 тонн, 134,1 / 16,6 / 6,3 м, 19 500 л.с., 24 узла, 5320 миль, 30/550 человек, 12 × 152-мм, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных, 2 пулемета, 6 торп. аппаратов, 292 мины заграждения.
Фотографии - Максима Приданникова (Pz.beob.wg с форума airbase.ru) и с сайта музея
"Аврора", 1903 г. (тип "Диана")
Бронепалубный крейсер построен на Новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга в 1896 - 1903гг.
Участвовал в Цусимской битве и, получив тяжёлые повреждения, ушёл на Филиппины. Там был интернирован до конца войны. В феврале 1906 г. вернулся в Россию.
В 1914-1916гг. крейсер в составе Балтийского флота участвовал в 1-й Мировой войне.
25 октября 1917г. произвёл известнейший холостой выстрел. В 1922 г. "Аврора" стала учебным кораблём.
В Великую Отечественную войну корабль из-за пробоин от арт-обстрелов сел на грунт у Ораниенбаума.
После войны был поднят, отремонтирован, в 1946 году снялся в роли крейсера "Варяг" в одноимённом фльме.
17 ноября 1948 года корабль был поставлен как памятник и музей на постоянную стоянку напротив Нахимовского училища.
6731 тонн, 126,8 / 16,8 / 6,4 м, 11 971 л.с., 19 узлов, 4000 миль, 20/550 человек, 8 х 152-мм/, 24 х 75-мм, 10 малокалиберных орудий, 3 торпедных аппарата.
"Диана", 1901 - 1922 гг.
Бронепалубный крейсер. Головной в серии, включавшей ещё "Аврору" и "Палладу", построили на Галерном острове С-Пб в 1897-1901 годах.
В апреле 1903 г. "Диана" прибыла в Порт-Артур.
Через пять месяцев с начала войны и осады Порт-Артура российские корабли пытались прорваться во Владивосток, но в бою в Жёлтом море потерпели поражение и большинству пришлось вернуться.
"Диана" смогла уйти в Сайгон, где сперва была интернирована, а затем вернулась домой. Входила в Учебно-артиллерийский отряд.
В 1912-1914 гг.провели капитальный ремонт и всю Первую Мировую корабль прослужил на Балтике, участвуя в боях, в обороне Рижского залива.
В октябре 1917 г. "Диана" участвовала в проигранной нашим флотом битве за Моонзунд. После боя ушла в Гельсингфорс.
В январе 1918 года вернулась в Кронштадт. В 1922 г. крейсер продали на металл в Германию.
6897 тонн, 126,8 / 16,8 / 6,6 м, 12 200 л.с., 19 узлов, 3700 миль, 19/540 человек,
8 × 152-мм орудий, 24 × 75-мм, 12 малокалиберных, 3 торп. аппарата, 35 якорных мин заграждения.
Фото - "Lookijan"
|
|
|