Минифлот. Модели крейсеров 1-го ранга из Военно-морского музея.

Готовые модели:
Корабли XVIII-XIX вв.
ВМФ ХХ века
Гражданские суда

Сборные модели-конструкторы
Античные военые орудия

Модель крейсера Аврора, ЦВММ

МИНИФЛОТ

Модели кораблей
Центрального Военно-морского музея
Бронепалубные крейсера 1-го ранга

КАТАЛОГ
Общий стиль
Доставка
Заказ   Ремонт
Контакты
VK 3D-визуализация
ЧЕРТЕЖИ
Мастерская [2] [3]


Броненосцы: 1872-1900 гг.   1900-1907 гг.     Крейсера: броненосные   бронепалубные I рн.   II ранга   минные  


Официальное понятие "крейсер" в Российском флоте появилось в 1892 году с введением новой классификации кораблей. До того эти корабли значились фрегатами или корветами различных рангов.

С 27 сентября 1892 г. крейсера делились на два ранга в зависимости от водоизмещения - свыше 4000 т. относились к первому, меньше - ко второму. Хотя бывали и исключения.

Так гражданские изначально пароходы вплоть до 10 000 т. могли вооружать и квалифицировать как вспомогательные крейсеры 2-го ранга. А крейсер "Светлана" при водоизмещении 3 900 т. относился к 1-му. схема бронирования бронепалубных крейсеров

I ранг крейсеров разделялся на два подкласса - броненосные - с дополнительной броневой защитой по ватерлинии от поражения торпедами; и бронепалубные - не имевшие такого защитного пояса. Бронировалась при этом не верхняя, а расположенная несколько выше ватерлинии сводчатая палуба, под которой находились самые жизненно важные помещения корабля, и продолжающие её в нос и корму наклонённые вниз карапасные палубы. Общая схема - на поперечном сечении справа.


"Светлана", 1896
"Варяг", 1900
"Богатырь", 1901
"Аскольд", 1901
"Очаков", 1902
"Аврора", 1903
"Диана", 1901

«Адмирал Корнилов», 1886-1911 гг.

Строился по индивидуальному проекту в Сен-Назере (Франция) в 1885-86 годах и вступил в строй в 1889 г. Сперва имел полное парусное вооружение по типу барка и считался бронированым фрегатом.

Поочерёдно служил во Владивостоке, на Балтике, на Чёрном море, и снова во Владивостоке. Там в 1895 г. у крейсера были заменены котлы, снят парусный рангоут и в 1897 году он вместе с эскадрой перебазировался в Порт-Артур.

В 1900 г. участвовал в подавлении Боксёрского восстания в Китае. В 1902 году вернулся в Кронштадт.

В 1907 г. сделан учебным кораблём, а в 1911-м был списан как устаревший и физически и морально.

Модель изготовлена во Франции по ходу строительства крейсера, м. 1:50

Характеристики здесь и далее - водоизмещение, длина, мощность, скорость, возможная дальность похода экономической скоростью (~ 50% от полной), экипаж - офицеры/матросы (обычно по "мирному" штату), основное воружение.

5880 тонн,   112,8 / 14,8 / 7,8 м,   6580 л.с.   17,6 узла,   10 000 миль,   481 человек,   14 × 152-мм, 18 малокалиберных орудий, 6 торпедных аппаратов.

Фото - "Lookijan" с forums.airbase.ru

Модель крейсера Адмирал Корнилов, ЦВММ   Модель крейсера Адмирал Корнилов, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель крейсера Адмирал Корнилов   ЦВММ, Модель крейсера Адмирал Корнилов   Модель крейсера Адмирал Корнилов, Военно-морской музей 5   Модель крейсера Адмирал Корнилов, Военно-морской музей 6   Модель крейсера Адмирал Корнилов, Военно-морской музей 7   Модель крейсера Адмирал Корнилов, Военно-морской музей 8   Модель крейсера Адмирал Корнилов, Военно-морской музей 9   Модель крейсера Адмирал Корнилов, Военно-морской музей 10   Модель крейсера Адмирал Корнилов, ЦВММ 1   Модель крейсера Адмирал Корнилов, ЦВММ 2   Модель крейсера Адмирал Корнилов, ЦВММ 3   Модель крейсера Адмирал Корнилов, ЦВММ 4   Модель крейсера Адмирал Корнилов, ЦВММ 5   Модель крейсера Адмирал Корнилов, ЦВММ 6   Модель крейсера Адмирал Корнилов, ЦВММ 7   Модель крейсера Адмирал Корнилов, ЦВММ 8   Модель крейсера Адмирал Корнилов, Военно-морской музей 19  


"Светлана", 1896 - 1904 гг.

Бронепалубный крейсер строили в Гавре в 1895-1896 гг.как яхту для главы Морского ведомства - великого князя Алексея Александровича. В марте 1898 года корабль вошёл в строй.

Прямо из Гавра яхта пошла на Средиземное море, в Тулон. Оттуда - в Лиссабон, на праздник по случаю 400-летия плавания Васко да Гамы.

В июне 1898 года Алексей Александрович для проверки машины обошёл на ней порты Балтийского моря на полном ходу. Затем были два рейса в Копенгаген на родину императрицы Марии Фёдоровны.

В 1899 году - вокруг Скандинавии - на открытие будущего порта Мурманск,а после - на Шпицберген, ч.б. установить его принадлежность России. В 1900 г.- вояж императорской семьи по маршруту Кронштадт - Ревель - Варнемюнде - Киль - Копенгаген - Кронштадт.

С началом Русско-японской войны яхту вооружили и включили во 2-ю Тихоокеанскую эскадру как крейсер 1-го ранга, хотя он и не подходил по водоизмещению.

В Цусиме "Светлана" получила всего одну крупную пробоину, но она и погубила крейсер. Снаряд попал ниже ватерлинии в отделении динамо-машин, вода затопила часть отсеков. Крейсер потерял скорость и отстал от эскадры.

Утром их заметили два японские крейсера и начали обстрел. Была возможность сдаться, но моряки приняли бой. Японские крейсера расстреляли "Светлану" практически в упор и ушли. Часть экипажа спас другой японский крейсер - "Америка-мару". Погибло 167 человек.

3908 тонн,   101 / 13 / 5,7 м,     9897 л.с.,   19 узлов,   4300 миль,   19/11/426 человек,   6 × 152-мм, 4 × 75-мм, 10 малокалиберных орудий (на 1905 год), 4 × 381-мм ТА (до 1900 г.).

Фото - "dmirg78" с forums.airbase.ru

Модель крейсера Светлана, ЦВММ   Модель крейсера Светлана, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель крейсера Светлана   ЦВММ, Модель крейсера Светлана   Модель крейсера Светлана, Военно-морской музей 5   Модель крейсера Светлана, Военно-морской музей 6   Модель крейсера Светлана, Военно-морской музей 7   Модель крейсера Светлана, Военно-морской музей 8   Модель крейсера Светлана, Военно-морской музей 9   Модель крейсера Светлана, Военно-морской музей 10   Модель крейсера Светлана, ЦВММ 1   Модель крейсера Светлана, ЦВММ 2   Модель крейсера Светлана, ЦВММ 3   Модель крейсера Светлана, ЦВММ 4   Модель крейсера Светлана, ЦВММ 5   Модель крейсера Светлана, ЦВММ 6   Модель крейсера Светлана, ЦВММ 7  


«Варяг», 1900 - 1020 гг.

Бронепалубный крейсер построили по новейшему русско-американскому проекту в Филадельфии в паре с броненосцем "Ретвизан" в 1898-1900 гг.

В мае 1901 года крейсер пришёл в Кронштадт. В августе был отправлен в Порт-Артур, прошёл через Суэцкий канал и прибыл туда в феврале 1902 года.

В первый день войны "Варяг" вместе с канонеркой "Кореец" находились на базе в нейтральном Чемульпо вместе с кораблями США, Англии, Франции и Италии. Через месяц они были блокированы японской эскадрой из 14 кораблей. Япония потребовала от российаких кораблей уйти и оставить базу.

Наши моряки решили принять бой. В результате боя на "Варяге" и "Корейце" было убито 39 и ранено 73 человека в т.ч. командир "Варяга" В.Ф.Руднев. Экипажи взорвали канонерку и затопили крейсер.

Под обещание не участвовать в боях до конца войны моряки, кроме тяжело раненых, вернулись в Россию.

В августе 1905 года японцы подняли корабль и к 1907 году ввели в строй как учебный с именем "Сойя".

В знак уважения на корме было оставлено оригинальное название. Руднева Япония наградила орденом Восходящего солнца.

В 1-й Мировой Россия выкупила у Японии три захваченных 10 лет назад корабля, в т.ч. и "Варяг", вернув ему историческое имя.

В ноябре 1916 г. "Варяг" пришёл в Мурманск ко Флотилии Северного Ледовитого океана. В марте 1917 года крейсер отправили в Англию для капремонта.

После революции Англия реквизировала корабль за долги и в 1920 г. продала Германии на слом. По пути туда он затонул из-за шторма у берега в Ирландском море.   Остатки корпуса взорвали в 1925 году, ч.б. не мешать судоходству.

6600 тонн,   129,6 / 15,9 / 6,0 м,   20 000 л.с.   24,5 узла,   6100 миль,   20/550 человек,   12 × 152-мм орудий, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных, 2 пулемёта 6 торп. аппаратов, 2 метательных минных, 35 мин заграждения.

Автор фотографий - Максим Приданников ("Pz.beob.wg") и "Сумрак" с форума airbase.ru

Модель  крейсера Варяг, ЦВММ   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель  крейсера Варяг   ЦВММ, Модель  крейсера Варяг   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей 5   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей 6   Модель крейсера Варяг, Военно-морской музей 7   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей 8   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей 9   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей 10   Модель  крейсера Варяг, ЦВММ 1   Модель  крейсера Варяг, ЦВММ 2   Модель  крейсера Варяг, ЦВММ 3   Модель  крейсера Варяг, ЦВММ 4   Модель  крейсера Варяг, ЦВММ 5   Модель  крейсера Варяг, ЦВММ 6   Модель  крейсера Варяг, ЦВММ 7   Модель  крейсера Варяг, ЦВММ 8   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей 19   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей 20   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской  21   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей 22   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей   Модель  крейсера Варяг, Военно-морской музей  



"Богатырь", 1901-1933 гг.

Бронепалубный крейсер построен по немецкому пректу в Штетине в 1899-1901 гг.Головной в серии из пяти кораблей. Остальные - «Олег» , «Кагул», «Очаков» и сгоревший на начальном этапе «Витязь» строились в России.

Сразу после вода в строй переведён во Владивосток.

В мае 1904 года в Амурском заливе налетел на камни, и всю войну простоял на ремонте.

После войны переведён на Балтику как учебный корабль. Ходил в Чёрное и Средиземное моря.

Оказался близ Сицилии в момент Мессинского землетрясения 1908 года. Моряки "Богатыря" спасли около 1800 человек.

В 1915 г. крейсер модернизировали и до конца войны он прослужил на Балтике. По её окончании "Богатырь" оказался в Гельсингфорсе и участвовал в ледовом переходе в Кронштадт весной 1918 года.

В 1922 году корабль разобрали.

7428 тонн.   134,1 / 16,6 / 6,8 м,   20 368 л.с.   24,3 узла,   4900 миль,   30/550 человек,   12 × 152-мм орудий, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных, 4 пулемета, 4 ТА.

Авторы фотографий - Vadim64 с портала karopka.ru, Иван Тиринов и "Lookijan" с форума airbase.ru, Сергей Шаров


Модель крейсера Богатырь 1901, Военно-морской музей   Модель крейсера Богатырь, ЦВММ   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель крейсера Богатырь   ЦВММ, Модель крейсера Богатырь   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской музей 5   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской музей 6   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской музей 7   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской музей 8   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской музей 9   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской музей 10   Модель крейсера Богатырь, ЦВММ 1   Модель крейсера Богатырь, ЦВММ 2   Модель крейсера Богатырь, ЦВММ 3   Модель крейсера Богатырь, ЦВММ 4   Модель крейсера Богатырь, ЦВММ 5   Модель крейсера Богатырь, ЦВММ 6   Модель крейсера Богатырь, ЦВММ 7   Модель крейсера Богатырь, ЦВММ 8   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской музей 19   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской музей 20   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской  21   Модель крейсера Богатырь, Военно-морской музей 22  


«Аскольд», 1901 - 1922 гг.

Бронепалубный крейсер построен по индивидуальному проекту в Германии в 1898-1901 годах. Единственный в нашем флоте пятитрубный крейсер.

В 1903 году с отрядом переведён во Владивосток, затем - в Порт-Артур.

После блокирования Порт-Артура и боя в Жёлтом море только "Аскольду" и крейсеру "Новик" удалось прорваться через японскую эскадру и уйти в Шанхай. Там корабли прошли ремонт и были интернированы до конца войны.

Вернувшись в Россию "Аскольд" стал флагманом Сибирской военной флотилии по-прежнему оставаясь во Владивостоке.

С началом 1-й Мировой крейсер пошёл в Гонконг, затем в составе эскадры Антанты - в Средиземное море. Участовал в боях.

Прошёл ремонт во Франции и был переведён в Мурманск. Там в 1918 году перешёл под контроль англичан.

В 1922 г. Россия выкупила корабль, но был столь изношен, что в итоге продан на металл. 6000 тонн,   132,5 / 16,9 / 6,3 м,   23 600 л.с.,   24,5 узла,   6500 миль,   30/550 человек,   12 × 152-мм, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных оррудий, 4 пулемёта 6 торпедных аппаратов

Модель  крейсера Аскольд, ЦВММ   Модель  крейсера Аскольд, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель  крейсера Аскольд   ЦВММ, Модель  крейсера Аскольд   Модель  крейсера Аскольд, Военно-морской музей 5   Модель  крейсера Аскольд, Военно-морской музей 6   Модель крейсера Аскольд, Военно-морской музей 7   Модель  крейсера Аскольд, Военно-морской музей 8   Модель  крейсера Аскольд, Военно-морской музей 9  


"Очаков", 1902-1933 гг.

Третий (по дате закладки) из пяти бронепалубных крейсеров типа «Богатырь». Строился по немецкому проекту в Севастополе в 1901-1902 годах.

Ещё во время испытаний в ноябре 1905 г. на нём началось восстание, поднятое лейтенантом П.П.Шмидтом. Восстание было подавлено, Шмидт арестован и расстрелян, а крейсер - расстреляли прямо в бухте с берега и других кораблей. После пожара и ремонта его ввели в строй только в июне 1909 г. с новым названием «Кагул».

В 1911 г. был почти двухгодовой поход в район Мраморного моря.

К началу Первой мировой войны «Очаков»-«Кагул» уже значительно устарел и физически, и морально. Однако прослужил до середины 1916 г. и он встал на капитальный ремонт до декабря 1917 года. За это время ему вновь вернули имя «Очаков».

В 1919 г. крейсер попал в состав Белой армии. Здесь его снова переименовали - теперь в "Генерал Корнилов".

В ноябре 1920 года корабль ушёл из России с моряками и их семьями сперва в Константинополь, а затем - в Бизерту. Там крейсер был интернирован Францией и в 1933 г. отправлен на слом.

7600 тонн, 134,1 / 16,6 / 6,3 м,   19 500 л.с.,   24 узла,   5320 миль, 30/550 человек,   12 × 152-мм, 12 × 75-мм, 12 малокалиберных, 2 пулемета, 6 торп. аппаратов, 292 мины заграждения.

Фотографии - Максима Приданникова (Pz.beob.wg с форума airbase.ru) и с сайта музея

Модель крейсера Очаков, ЦВММ   Модель крейсера Очаков, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель крейсера Очаков   ЦВММ, Модель крейсера Очаков   Модель крейсера Очаков, Военно-морской музей 5   Модель крейсера Очаков, Военно-морской музей 6   Модель крейсера Очаков, Военно-морской музей 7   Модель крейсера Очаков, Военно-морской музей 8   Модель крейсера Очаков, Военно-морской музей 9   Модель крейсера Очаков, Военно-морской музей 10   Модель крейсера Очаков, ЦВММ 1   Модель крейсера Очаков, ЦВММ 2   Модель крейсера Очаков, ЦВММ 3   Модель крейсера Очаков, ЦВММ 4   Модель крейсера Очаков, ЦВММ 5  


"Аврора", 1903 г. (тип "Диана")

Бронепалубный крейсер построен на Новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга в 1896 - 1903гг.

Участвовал в Цусимской битве и, получив тяжёлые повреждения, ушёл на Филиппины. Там был интернирован до конца войны. В феврале 1906 г. вернулся в Россию.

В 1914-1916гг. крейсер в составе Балтийского флота участвовал в 1-й Мировой войне.

25 октября 1917г. произвёл известнейший холостой выстрел.   В 1922 г. "Аврора" стала учебным кораблём.

В Великую Отечественную войну корабль из-за пробоин от арт-обстрелов сел на грунт у Ораниенбаума.

После войны был поднят, отремонтирован, в 1946 году снялся в роли крейсера "Варяг" в одноимённом фльме.

17 ноября 1948 года корабль был поставлен как памятник и музей на постоянную стоянку напротив Нахимовского училища.

6731 тонн,   126,8 / 16,8 / 6,4 м,   11 971 л.с.,   19 узлов,   4000 миль, 20/550 человек,   8 х 152-мм/, 24 х 75-мм, 10 малокалиберных орудий, 3 торпедных аппарата.

Модель крейсера Аврора, ЦВММ   Модель крейсера Аврора, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель крейсера Аврора  


"Диана", 1901 - 1922 гг.

Бронепалубный крейсер. Головной в серии, включавшей ещё "Аврору" и "Палладу", построили на Галерном острове С-Пб в 1897-1901 годах.

В апреле 1903 г. "Диана" прибыла в Порт-Артур.

Через пять месяцев с начала войны и осады Порт-Артура российские корабли пытались прорваться во Владивосток, но в бою в Жёлтом море потерпели поражение и большинству пришлось вернуться.

"Диана" смогла уйти в Сайгон, где сперва была интернирована, а затем вернулась домой. Входила в Учебно-артиллерийский отряд.

В 1912-1914 гг.провели капитальный ремонт и всю Первую Мировую корабль прослужил на Балтике, участвуя в боях, в обороне Рижского залива.

В октябре 1917 г. "Диана" участвовала в проигранной нашим флотом битве за Моонзунд. После боя ушла в Гельсингфорс.

В январе 1918 года вернулась в Кронштадт. В 1922 г. крейсер продали на металл в Германию.

6897 тонн,   126,8 / 16,8 / 6,6 м,   12 200 л.с.,   19 узлов,   3700 миль,   19/540 человек,   8 × 152-мм орудий, 24 × 75-мм, 12 малокалиберных, 3 торп. аппарата, 35 якорных мин заграждения.

Фото - "Lookijan"

Модель крейсера Диана, ЦВММ   Модель крейсера Диана, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель крейсера Диана   ЦВММ, Модель крейсера Диана   Модель крейсера Диана, Военно-морской музей 5   Модель крейсера Диана, Военно-морской музей 6   Модель крейсера Диана, Военно-морской музей 7