Броненосцы: 1872-1900 гг.
1900-1907 гг.
Крейсера: броненосные
бронепалубные I рн.
II ранга
минные
Все модели, в том числе и черноморских броненосцев, построены в модельной мастерской Санкт-Петербургского военного порта параллельно со строительством самих кораблей в масштабе 1:48.
("некруглые" значения масштабов пришли из Англии, где они сложились ещё до введения метрической системы)
"Ростислав"
"Бородино"
"Орёл"
"Князь Потёмкин Таврический"
"Ослябя"
"Евстафий"
"Андрей Первозванный"
"Полтава", 1900 - 1924 гг.
Головной в серии из трёх броненосцев, другие - «Петропавловск» и «Севастополь».
Построен в Петербурге в 1892-1894 годах, введён в строй в 1900 г. и сразу отправлен в Порт-Артур.
При осаде крепости и обстрелах корабль получил несколько пробоин и сел на грунт. Экипаж перешёл на береговые батареи, большей частью попал в плен и после войны вернулся в Россию.
Японцы подняли "Полтаву" и вновь ввели в строй как броненосец береговой обороны "Танго".
Зимой 1915-1916 гг. Россия выкупила "Танго" у Японии. Корабль получил имя "Чесма", т.к. прежнее уже носил дредноут.
Броненосец через Индийский океан, Суэцкий канал и вокруг Европы был переведён в Мурманск.
Там временно попал к англичанам, побыл плавучей тюрьмой и в 1924 г. разобран на металл.
11 500 тонн, 112,5 / 21,3 / 8,6 м, 11 255 л. с., 16,5 узлов, 3750 миль, 21—27/605—625 человек, 4 × 305-мм орудий, 12 × 152-мм, 42 малокалиберных орудий, 6 торп. аппаратов, 50 заград. мин.
В музее модель выставлена с нанесённым ещё в 1930-е годы именем «Петропавловск». Возможно, как более знаковым в связи с адмиралом С.О.Макаровым.
"Ростислав", 1900 - 1920 гг.
Броненосец построен в Николаеве в 1894-1896 годах, введён в строй в 1900 г.
До Первой Мировой войны с учебными плаваниями обошёл практически всё Черноморское побережье. Участвовал в подавлении восстания на крейсере "Очаков".
В войну сражался в Эрзрумской и Трапезундской операциях, при оброне Констанцы.
В январе 1918 г. команда содействовала установлению советской власти в Одессе.
В апреле 1918 года "Ростислав" захватили немцы, а осенью - англичане. Уходя в 1919-м они подорвали машины.
Корабль достался белым. Как плавучую батарею на буксире его перевели в Керчь. Орудия защищали город от красных.
В ноябре 1920 г. броненосец затопили в Керченском проливе, ч.б. перекрыть красным выход из Азовского моря.
10 520 тонн, 107,2 / 20,7 / 7,7 м, 8816 л.с., 15,8 узла, 3100 миль, 606 человек, 4 × 254-мм орудий, 8 × 152-мм, 30 малокалиберных орудий, 6 торп. аппаратов.
"Бородино", 1904-1905 гг.
Головной корабль в серии из пяти единиц. Другие - «Император Александр III», «Орёл», «Князь Суворов» и «Слава». Кроме "Орла"и "Славы", погибли в Цусиме.
Строительство - 1900-1901 гг. Новое адмиралтейство, Санкт-Петербург. Ввод в эксплуатацию - сентябрь 1904 года. Сразу был включён в эскадру З. П. Рожественского.
В Цусиме шёл третьим в колонне. После нескольких попаданий загорелся и затонул. Спасся один матрос, продержавшийся на воде до ночи и подобранный японским миноносцем.
15 000 тонн, 121.0 / 23,2 / 7,9 м, 16 300 л.с., 18 узлов, 3200 миль, 28/754 человек, 4 х 305-мм, 12 х 152-мм, 20 × 75мм, 22 малокалиберных орудий, 10 пулемётов, 4 ТА, 20 мин заграждения.
"Орёл", 1904-1905 гг.
"Орёл" построен на верфи Галерного острова Санкт-Петербурга в 1900-1904 гг. Через день после вступления в строй ушёл со Второй Тихоокеанской эскадрой.
Одним из унтер-офицеров корабля был автор "Цусимы" А. С. Новиков-Прибой.
В бою "Орёл" получил 76 попаданий снарядами, был смертельно ранен командир. Попав с отрядом в окружение, к сдан в плен командиром отряда адмиралом Н.И.Небогатовым.
Броненосец после ремонта зачислен в ВМФ Японии с именем "Ивами". Участвовал в Первой мировой войне. В 1924 г. расстрелян с воздуха как учебная мишень.
14 440 тонн, 121,2 / 23,2 / 7,9 м, м, 15 800 л.с., 17,8 узла, 3200 миль, 28/754 человека, 4 х 305-мм орудия, 12 х 152-мм, 20 х 75 мм, 22 малокалиберных орудий, 4 ТА, 20 заград. мин.
"Князь Потёмкин Таврический", 1905-1923 гг.
Построен в 1898-1900 гг. в Николаеве по новейшему проекту. В мае 1905 года вошёл в строй.
В июне 1905 г. на корабле произошло восстание, было убито несколько офицеров. На подавление была послана эскадра из 11 судов, но её матросы отказались стрелять, и эскадра отступила.
Не получив поддержки ни в одном порту, восставшие матросы сдались румынским властям в Констанце. Броненосец на следующий же день вернули в Россию и переименовали в "Пантелеймон".
В 1907 г. по новой классификации корабль переквалифицировали в линкор. В Первой мировой войне он участвовал в боях у мыса Сарыч и у Босфора.
В 1917 г. "Пантелеймон" опять был переименован - теперь в "Борец за свободу". В мае 1918 года в Севастополе он был захвачен германскими войсками. Позднее перешел к англо-французской армии и при их отступлении был взорван. В 1923 г. корабль сдали на металл.
12900 тонн, 115,4 / 22,2 / 8,4 м 10 600л.с., 16,7 узла, 3600 миль, 28/788 человек, 4 х 305-мм, 16 х 152-мм, 14 × 75-мм, 10 малокалиберных орудий, 5 торп. аппаратов
"Ослябя", 1903-1905 гг. (тип "Пересвет")
Построен на Новом Адмиралтействе в 1895-1903 годах. Первый поход - в Средиземное море. С началом Русско-японской войны был доработан и ушёл со 2-й Тихоокеанской эскадрой.
В Цусиме "Ослябя" шла второй за флагманским "Суворовым" и стала главной мишенью для японцев. Всего через час после начала боя броненосец затонул, став первой жертвой битвы.
Погибли 504 человека вместе с командиром. 376 были подобраны другими кораблями и продолжили сражаться.
14 408 тонн, 130 / 21,8 / 8,76 м, 15 051 л.с., 18,3 узла, 5600 миль, 28/750 человек (по "мирному" штату), 4 × 254-мм орудия, 11 × 152-мм, 20 × 75-мм, 30 малокалиберных, пять торпедных аппаратов.
"Евстафий", 1911-1925 гг. (тип "Иоанн Златоуст")
Построен в 1904-1906 годах в Николаеве. Вступил в строй в 1911 г. уже как линкор по классификации 1907 года.
В 1912 году вместе с отрядом кораблей проделал два больших похода по Чёрному морю через порты Турции, Болгарии и Румынии.
В Первой мировой войне — флагман Черноморского флота. Участвовал в боях у мыса Сарыч в октябре 1914 г. и в Босфоре в мае 1915-го.
В 1918 г. в Севастополе "Евстафий" был захвачен германскими войсками, потом англичанами, а при их отступлении был выведен из строя.
В 1921 г. уже лишённый хода линкор переименовали в "Революцию" а в 1922-1925 годах разобрали.
13 950 тонн, 118,0 / 22,6 / 8,7 м, 10 808 л. с., 16,6 узла, 2100 миль, 928 человек, 4 × 305-мм, 4 × 203-мм, 12 × 152-мм, 14 х 75-мм, 12 малокалиберных, 4 пулемёта, 3 торп. аппарата.
"Андрей Первозванный", 1912 - 1925 гг.
Построен в 1905-1906 гг. (Новое Адмиралтейство, С-Пб), в 1907 г. переквалифицирован в линкор. Введён в строй в 1912 г.
Однотипный корабль - "Император Павел I". Последние Российские броненосцы. Оказались морально устаревшими ещё по ходу постройки.
Единственный серьёзный поход был совершён в 1912 г. по Балтийскому и Северному морям.
В начале у обоих кораблей были высокие ажурные мачты конструкции В. Шухова, демонтированные в 1914 г. из-за заметности для противника.
В Первой мировой войне "Андрей Первозванный" в основном находился на базах.
В августе 1919 года повреждён торпедой при атаке Кронштадта английскими катерами. Разделан в 1924 году.
"Император Павел I" также не участвовал в военных дейстиях и был разобран в 1925 г.
18 580 тонн, 140,2 / 24,3 / 8,5 м, 17 635 л.с., 18,5 узлов, 2500 миль, 31/26/900 человек, 4 х 305-мм, 14 х 203-мм, 12 х 120-мм, 2 х 47-мм, 6 пулеметов, 2 подводных ТА
|