Броненосцы: 1872-1900 гг.
1900-1907 гг.
Крейсера: броненосные
бронепалубные I рн.
II ранга
минные
Класс минных крейсеров возник в начале 1880-х годов как тип лёгких кораблей 2-го ранга и предназначенных прежде всего для борьбы с миноносцами противника. Иногда к ним применялся термин "контр-миноносец". Водоизмещние их обычно было в пределах 500 - 700 тонн, а длина 55-75 м.
Впоследствии этот класс трансформировался в эскадренные миноносцы.
Первый российский минный крейсер - «Лейтенант Ильин».
Всего за 10 лет с 1886 г. построили 9 минных крейсеров, которые после введения новой классификации кораблей 1907 года, будучи уже весьма устаревшими были переведены в ранг вспомогательных и посыльных судов.
Как минные крейсера до 10 октября 1907 г. классифицировали и эсминцы первых пяти серий (всего 24 еденицы), строившиеся начиная с 1904 года.
"Казарский"
"Гайдамак"
"Абрек"
Минный крейсер «Лейтенант Ильин», 1887 г.
Лейтенант Дмитрий Ильин - герой Чесменского боя. Командир одного из четырёх брандеров, единственного, которому удалось полностью выполнить свою задачу - в ночь на 26 июня 1770 года подойти к турецкому флагману и, сцепившись с ним, взорвать корабль.
Турецкий флот был уничтожен начавшимся пожаром, а экипаж брандера на шлюпке вернулся к своим.
Первый минный крейсер в российском флоте. Однотипный - «Капитан Сакен» 1889г.
Построен на Балтийском заводе в 1885-1887 гг. Проект предполагал парусное вооружение из двух косых парусов.
Крейсеру не пришлось участвовать в реальных боевых действиях.
Всю службу крейсер был учебным судном.
В 1902 г. с его помощью организовали экспериментальный подъём наблюдателя на цепочке воздушных змеев на высоту ок. 300 м.
С осени 1907 года с введением новой классификации военных кораблей он значился как посыльное судно.
В мае 1911 года корабль списали и сдали на слом.
714 тонн, 71,4 / 7,3 / 2,75 м, 3500 л.с., 19 узлов, 1560 миль, 9/108 человек, 5 × 47 мм, 2 × пятиствольных 37 мм пушки, 7 х 381-мм надводных торп. аппаратов.
Минный крейсер "Казарский", 1890 г.
Александр Иванович Казарский (1797-1833)- командир брига "Меркурий". Вдохновитель его боя с турецкими линкорами 14 мая 1829 года. Капитан 1-го ранга, инжнер-гидрограф и просто предельно порядочный человек.
Его имя носили бриг Балтийского флота (1834-1854) и этот минный крейсер.
В 1966-1990 гг. на Чёрном море служил тральщик "Александр Казарский".
Сейчас там же ходит пассажирское судно "Капитан-лейтенант Казарский", построенное в 1987 году.
Крейсер дал имя серии из шести однотипных кораблей.
Построен в Эльбинге (тогда - Германия; сейчас - Эльблонг, Польша) в 1889-1890 гг.
Первые корабли в нашем флоте с вращающимся на 360о торпедным аппаратом.
По классификации от 27 сентября 1907 переведён в ранг посыльного судна.
В Первую Мировую служил как дозорный и конвойный корабль. В 1927 г. разобран.
450 тонн, 60,4 / 7,4 / 2,3 м,, 3510 л. с.,, 22,5 узла,, 1280 миль, 5/54 человек, , 2 × 37-мм пятиствольных орудий Гочкиса,
3 × 381-мм ТА
Минный крейсер "Гайдамак", 1893 г.
Построили в Або (ныне - Турку в Финляндии) в 1892-1893 годах. Четвёртый крейсер в серии типа «Казарский» (1891-1925).
Служил в Сибирской военной флотилии.
В 1898-1899 гг. был брандвахтой Владивостокского порта.
С началом войны конвоировал грузовые перевозки в Порт-Артур и Дальний, тралил пути следования крупных кораблей.
«Гайдамак» первым подошёл к тонущему броненосцу «Петропавловск», спас около 50 моряков, Великого князя Кирилла Владимировича и поднял останки адмирала Макарова. Хотя, по воспоминаниям, от него осталось только пальто...
20 декабря 1920 года перед сдачей Порт-Артур крейсер взорвали.
Глубина была маленькой, надстройки оставались над водой. Японцы подняли его и после ремонта включили в свой флот как миноносец «Шикинами». Он прослужил до 1914 года и был разобран.
400 тонн, 60,4 / 7,2 / 3,4 м, 3500 л. с., 22,5 узла, 1650 миль, 7 / 57 человек, 6 × 47-мм пушек, 3 × 37-мм, 2 х 381-мм торпедных аппарата.
Фото - Дмитрий Кашанин "USSRNAVI" и "dmirg78" с форума airbase.ru
Минный крейсер "Абрек", 1897 г.
Построен в Або (ныне - Турку, Финляндия) в 1895-1897 гг.
С осени 1899 до 1906 года служил на Средиземном море, затем - на Балтике с базой в Ревеле.
В 1907 г. минные крейсеры были упразднены как класс и "Абрек" стал посыльным судном Корпуса пограничной стражи.
В 1915 г. корабль капитально отремонтировали. Остаток Первой Мировой он служил как посыльное и дозорное судно.
Активного участия в революциях не принимал, находился в Кронштадте на хранении.
В 1918-1921 гг. работал гидрографическим судном.
Затем, после ремонта, с 1926 по 1943 г. он служил вспомогательным крейсером, поддерживая боевые части флота.
В 1944 году его списали, а в 1948 разобрали на металл.
535 - 650 тонн, 65,7 / 7,62 / 3,35 м, 5250 л.с., 21 узел, 2000 миль 7 / 72 матроса, 2 × 75-мм пушки, 4 × 47-мм, 2 х 381-мм торп. аппарата.
Фото - "dmirg78", модератор форума forums.airbase.ru
|
| |