Минифлот. Модели крейсеров 1-го ранга из Военно-морского музея.

Готовые модели:
Корабли XVIII-XIX вв.
ВМФ ХХ века
Гражданские суда

Сборные модели-конструкторы
Античные военые орудия

Модель броненого крейсера Россия, ЦВММ

МИНИФЛОТ

Модели кораблей
Центрального Военно-морского музея
Броненосные крейсера 1-го ранга

КАТАЛОГ
Общий стиль
Доставка
Заказ   Ремонт
Контакты
VK 3D-визуализация
ЧЕРТЕЖИ
Мастерская [2] [3]


Броненосцы: 1872-1900 гг.   1900-1907 гг.     Крейсера: броненосные   бронепалубные I рн.   II ранга   минные  


Официальное понятие "крейсер" в Российском флоте появилось в 1892 году с введением новой классификации кораблей. До того эти корабли значились фрегатами или корветами различных рангов.

С 27 сентября 1892 г. крейсера делились на два ранга в зависимости от водоизмещения - свыше 4000 т. относились к первому, меньше - ко второму. Хотя бывали и исключения. Так крейсер "Светлана" при водоизмещении 3 900 тонн по всем актам относился к 1-му рангу. схема бронирования броненосных крейсеров

I ранг крейсеров разделялся на два подкласса - броненосные - с броневой защитой по ватерлинии от поражения торпедами - см. схему на поперечном сечении справа; и бронепалубные - не имевшие такого защитного пояса.

Были и вспомогательные крейсера - обычно переоборудованные для военных нужд и вооружённые гражданские пароходы любого водоизмещения. Хотя их водоизмещение могло доходить до 13 000 т., их, как правило, относили ко II рангу.


"Дмитрий Донской" 1885
"Адмирал Нахимов" 1887
"Память Азова"1888
"Рюрик" 1892 г.
"Россия" 1897
"Баян" 1902
"Рюрик" 1908

«Дмитрий Донской». 1885-1904 гг. (тип «Владимир Мономах»)

Крейсер (на тот момент - фрегат) построили по проекту А. А. Попова в 1883-1885 годах на Адмиралтейских верфях.

Первые два года был флагманом Средиземноморского отряда кораблей. С 1887 по 1889 служил в составе Тихоокеанской эскадры.

В 1890 г. в Кронштадте с него сняли парусный рангот и заменили обшивку. С 1892 г. корабль стал числиться броненосным крейсером.

Снова служил на Тихом океане в Порт-Артуре, ходил в Египет и Нью-Йорк. В 1900 помогал подавлению восстания "Боксёров". К 1902 году крейсер вернулся в Кронштадт для очередной реконструкции.

При Цусиме, подбив два японских корабля, был полностью выведен из строя. Команду эвакуировали на берег и открыли кингстоны. «Дмитрий Донской» затонул, не спустив флага.

5800 тонн,   90 / 15,8 / 7 м,   7360 л.с.,   16 узлов,   3300 миль,   23/492 матроса,   6 × 152-мм орудия, 4 × 120-мм, 6 × 75-мм, 16 малокалиберных, 2 пулемёта, 3 надводных ТА (на 1905 г.)


Модель броненого крейсера Дмитрий Донской, Военно-морской музей   Модель броненого крейсера  Дмитрий Донской, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Дмитрий Донской   ЦВММ, Модель броненого крейсера  Дмитрий Донской   Модель броненого крейсера  Дмитрий Донской, Военно-морской музей 5  

«Адмирал Нахимов», 1887 - 1905 гг.

Броненосный фрегат (с 1892 г. - крейсер) построен на Балтийском заводе С-Пб в 1884-1887 годах. На тот момент был одним из самых мощных кораблей мира в своём классе.

Три года служил на Дальнем Востоке.

В 1893 году крейсер совершил поход в США, после него - в Средиземное море, во Францию, и оттуда - вновь на Дальний Восток.

Базировался в Нагасаки, делал визиты в порты Китая, Японии, Кореи.

В мае 1898 года «Адмирал Нахимов» вернулся на Балтику. С него было снято парусное вооружение, поставлено новое навигационое оборудование. В 1900 г. крейсер снова на три года ушёл в Порт-Артур.

По возвращении осенью 1904 г. он был включён во 2-ю Тихоокеанскую эскадру.   В Цусимском бою в него пришлось более 20 попаданий снарядами и удар топеды в носовую часть. На следующее утро, увидев приближение японских кораблей, моряки свезли на берег раненых и затопили крейсер.

Большинство членов экипажа были спасены японцами, попали в плен и вернулись на родину зимой 1905-06 годов.

8473 тонн,   101,3 / 18,6 / 8,3 м, 7768 л.с., 16,74 узла, 5220 миль, 23/549 человек, 4 башни по 2 х 203-мм орудия, 10 × 152-мм, 20 малокалиберных оррудий, 3 × 381-мм ТА

Фото - "Lookijan" и "dmirg78" с форума forums.airbase.ru

Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, ЦВММ   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера   ЦВММ, Модель броненого крейсера   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской музей 5   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской музей 6   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской музей 7   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской музей 8   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской музей 9   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской музей 10   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, ЦВММ 1   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, ЦВММ 2   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, ЦВММ 3   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, ЦВММ 4   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, ЦВММ 5   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, ЦВММ 6   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, ЦВММ 7   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, ЦВММ 8   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской музей 19   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской музей 20   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской  21   Модель броненого крейсера Адмирал Нахимов, Военно-морской музей 22  


"Память Азова", 1888 - 1919 гг.

Броненосный крейсер построили в 1886-1888 гг. по индивидуальному проекту на Балтийском заводе.

Первый рейс - плавание в 1891 г. цесаревичей Николая и Георгия Александровичей во Владивосток через Грецию, Египет, Суэцкий канал, Индию, Китай и Японию. В Японии Николай был ранен и вернулся в Петербург поездом, а крейсер - тем же путём.

В сентябре 1892 г. в Кадисе «Память Азова» участвовал в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки. Потом опять ушёл на Тихий океан.

В 1898 г. крейсер участвовал в церемонии передачи России Порт-Артура. В 1900 г. вернулся в Кронштадт и до 1904 г. прослужил в учебном отряде.

В 1904 -1905 гг. корабль модернизировали, убрали парусный рангоут. Поставили телефон и радио.

В июле 1906 г. в Ревеле на крейсере произошло восстание матросов. Оно было подавлено. 18 человек расстреляли. А корабль переименовали в "Двину".

До 1915 г. крейсер был учебным кораблём Балтийского флота, затем стал базой подводных лодок. В 1917 г. ему вернули имя "Память Азова".

В ночь на 18 августа 1919 г. английские торпедные катера атаковали российский флот в гавани Кронштадта. Единственным погибшим кораблём оказался "Память Азова", стоявший ближе всех ко входу в бухту. В 1925 г. наполовину затонувший корпус крейсера был поднят и сдан на слом.

6800 тонн,   117,4 / 17,2 / 8,2 м,   8500 л.с.,   17 узлов,   3500 миль,   550-640 человек,   2 × 203-мм орудия, 13 × 152-мм, 17 малокалиберных, 3 торпедных аппарата, 2 минных катера, 40 мин заграждения.

Модель броненого крейсера Память Азова, ЦВММ   Модель броненого крейсера Память Азова, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Память Азова   ЦВММ, Модель броненого крейсера Память Азова   Модель броненого крейсера Память Азова, Военно-морской музей 5   Модель броненого крейсера Память Азова, Военно-морской музей 6   Модель броненого крейсера Память Азова, Военно-морской музей 7   Модель броненого крейсера Память Азова, Военно-морской музей 8   Модель броненого крейсера Память Азова, Военно-морской музей 9   Модель броненого крейсера Память Азова, Военно-морской музей 10   Модель броненого крейсера Память Азова, ЦВММ 1  


"Рюрик", 1892 - 1904 гг.

Броненосный крейсер построен в 1890-1892 гг. на Балтийском заводе. Планировался как головной корабль в серии из трёх, но следующие - «Россия» и «Громобой» строились уже по усовершенствованным проектам.

Вошёл в строй в октябре 1895 года и сразу был направлен во Владивосток. На месте был дополнительно модернизирован.

В 1900 году участвовал в высадке войск при подавлении восстания Боксёров и доставил часть российского гарнизона при переводе его в Порт-Артур.

С началом войны вошёл во Владивостокский отряд крейсеров. В первые семь месяцев отряд потопил, предварительно эвакуируя экипажи, 11 транспортных судов, доставлявших военные грузы в Японию (в т.ч. английское и германское, действовавшие контрабандой); и четыре взял как призы, приведя их во Владивосток.

14 августа 1904 г. "Рюрика" с "Россией" и "Громобоем" атаковало шесть более мощных, чем они, японских крейсеров. В итоге два других корабля с тяжёлыми повреждениями отступили, а лишённый хода "Рюрик", расстреляв весь боезапас, в ответ на предложение сдаться, открыл кингстоны.

200 человек погибло во время боя, около 600 оставшихся были подобраны японскими кораблями. Моряки попали в плен, содержались для плена весьма гуманно и после войны все были отпущены.

10 993/11 960 тонн,   125,6 / 20,4 м / 7,9 м,   13 250 л.с.,   18 узлов,   6700 миль,   22/719 человек,   4 × 203-мм, 16 × 152-мм, 6 × 120-мм, 16 малокалиберных орудий, 6 торп. аппаратов.

Модель изготовлена в мастерской музея в 1892 году и отреставрирована в 2010-2016 гг.

Модель броненого крейсера Рюрик 1892, ЦВММ   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Рюрик 1892   ЦВММ, Модель броненого крейсера Рюрик 1892   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, Военно-морской музей 5   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, Военно-морской музей 6   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, Военно-морской музей 7   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, Военно-морской музей 8   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, Военно-морской музей 9   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, Военно-морской музей 10   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, ЦВММ 1   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, ЦВММ 2   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, ЦВММ 3   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, ЦВММ 4   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, ЦВММ 5   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, ЦВММ 6   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, ЦВММ 7   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, ЦВММ 8   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, Военно-морской музей 19   Модель броненого крейсера Рюрик 1892, Военно-морской музей 20  


"Россия", 1897 - 1922 гг.

Броненосный крейсер построенн в 1893-1897 гг. Корпус строился на Балтийском заводе, достройка - в незамерзающей Либаве.

Первый поход - визит в Англию на 60-летие царствования королевы Виктории в мае-июне 1897 года. Осенью того же года "Россия" была отправлена на Тихий океан.

С началом войны вместе со всей эскадрой корабль за восемь часов перекрасили в защитный зелено-оливковый цвет. Это был первый опыт столь массового применения камуфляжа.

1 августа 1904 года "Россия" вместе с крейсерами "Рюрик" и "Громобой" билась с шестью японскими крейсерами. "Рюрик" погиб, два других - серьёзно пострадали. Бой был проигран.

По окончании войны в октябре 1905 г. крейсер доставил на Сахалин русский гарнизон и ушёл на Балтику.

В Кронштадт вернулись в марте 1906 г. После трёхлетнего капремонта, "Россия" стала учебно-артиллериским кораблём.

Крейсер активно прослужил всю Первую мировую, но не участвовал в крупных боях.

После войны стоял в Кронштадте. В 1922 продан на металл в Германию.

12 150 тонн,   144,2 / 20,9 / 8 м,   17 680 л.с.,   19,7 узла,   7740 миль,   28/811 чел.,   4 × 203-мм орудия, 16 × 152-мм, 12 × 75-мм, 40 малокалиберных, 5 торп. аппаратов

Модель броненого крейсера Россия, ЦВММ   Модель броненого крейсера Россия, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Россия   ЦВММ, Модель броненого крейсера Россия   Модель броненого крейсера Россия, Военно-морской музей 5   Модель броненого крейсера Россия, Военно-морской музей 6   Модель броненого крейсера Россия, Военно-морской музей 7   Модель броненого крейсера Россия, Военно-морской музей 8   Модель броненого крейсера Россия, Военно-морской музей 9   Модель броненого крейсера Россия, Военно-морской музей 10   Модель броненого крейсера Россия, ЦВММ 1   Модель броненого крейсера Россия, ЦВММ 2   Модель броненого крейсера Россия, ЦВММ 3   Модель броненого крейсера Россия, ЦВММ 4   Модель броненого крейсера Россия, ЦВММ 5   Модель броненого крейсера Россия, ЦВММ 6   Модель броненого крейсера Россия, ЦВММ 7   Модель броненого крейсера Россия, ЦВММ 8  


"Баян", 1902 - 1932 и "Баян" II, 1907 - 1922 гг.

Крейсер построили в Тулоне (Франция) в 1899-1902 гг. Головной корабль серии из четырёх едениц (другие - «Паллада» II, «Адмирал Макаров» и «Баян» II).

Весной 1903 года "Баян" пришёл в Кронштадт, в июле ушёл в Средиземное море, а оттуда с отрядом в Порт-Артур.

В январе 1904 года началась война. Корабль несколько раз получал попадания снарядами, восстанавливался, пока в июле не подорвался на мине, получив 10-метровую пробоину. Её пытались заделать, но без успеха. Орудия перенесли на берег и вскоре "Баян" лёг на грунт. Видя неизбежность захвата крейсера, его взорвали.

Взяв Порт-Артур, японцы смогли восстановить корабль, включив его в свой флот с именем "Асо".

Как крейсер он прослужил до 1921 года, а до 1930-го - как минный заградитель. Затем из него сделали блокшив, а в 1932-м расстреляли как учебную мишень.

7326 тонн,   137,0 / 17,5 / 6,5 м,   16 500 л. с.,   20,9 узла,   3400 миль,   23/550 человек,   2 × 203-мм, 8 × 152 мм, 20 × 75 мм, 12 малокалиберных орудий, 4 пулемёта.

Имя "Баян" перешло к крейсеру, построенному в 1905-1907 гг. на Новом Адмиралтействе. Внешне оба корабля были практически идентичны, отличаясь лишь внутренними конструктивными деталями и техническими характеристиками.

Второй "Баян" имел форсированную мощность 18 600 л.с. был более скоростным (21,8 узла), но с меньшей дальностью похода - 2100 миль.

В Первую Мировую он участвовал в бою при Моонзунде.

В 1918 году 152-мм орудия перенесли на плавучие батареи Онежской флотилии. Сам крейсер в 1922 году продали на металл.

Фото - Lookijan

Модель броненого крейсера Баян, ЦВММ   Модель броненого крейсера Баян, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Баян   ЦВММ, Модель броненого крейсера Баян   Модель броненого крейсера Баян, Военно-морской музей 5   Модель броненого крейсера Баян, Военно-морской музей 6   Модель броненого крейсера Баян, Военно-морской музей 7  


"Рюрик" II, 1908 - 1925 гг.

Самый большой в мире и последний в нашем флоте корабль такого класса. Построили по индивидуальному проекту в Англии, в городе Барроу-ин-Фёрнесс в 1905-1908 гг. и перевели в Кронштадт для окончательной доработки.

До начала войны в 1910 г. совершил поход в Средиземное море. Остальная служба прошла на Балтике, был флагманом Балтийского флота.

В ходе Первой Мировой "Рюрик" был переделан в минный заградитель. В июле 1915 г. он сыграл важную роль в победе Российско-английской эскадры в сражении за Аландские острова.

В ноябре 1916 года крейсер подорвался на мине у острова Готланд, но самостоятельно пришёл на ремонт в Кронштадт. Потом ушёл в Гельсингфорс - на главную тогда базу Балтфлота.

Весной 1918 года в рамках Ледового похода вернулся в Кронштадт и на этом карьера корабля оказалась законченой. Три года он простоял на консервации, затем с него сняли ценное оборудование и в 1924-1925 гг. разобрали на металл.

15 170 тонн,   161 / 22,9 / 8,7 м,   19 700 л.с.,   21 узел,   28/936 человек,   2 х 2х254-мм орудия, 4 х 2х203-мм, 20 × 120-мм, 4 × 47-мм, 2 × 457-мм торпедных аппарата

Авторы фотографий - Mitrich с форума modelsworld.ru, Артур Луценко и Алексей Никитин (соотв. shhturman и varyag с форума airbase.ru)

Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, ЦВММ   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908   ЦВММ, Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей 5   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей 6   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей 7   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей 8   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей 9   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей 10   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, ЦВММ 1   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, ЦВММ 2   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, ЦВММ 3   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, ЦВММ 4   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, ЦВММ 5   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, ЦВММ 6   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, ЦВММ 7   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, ЦВММ 8   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей 19   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей 20   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской  21   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей 22   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей   Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908, Военно-морской музей   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908   Военно-морской музей, Модель броненого крейсера Рюрик 2 1908