МИНИФЛОТ
Минифлот. Купить готовые авторские модели кораблей ручной работы

Мастерская судомоделизма - школа для начинающих

Изготовление моделей кораблей - основы технологии.

27.10.2020

Корабль
"Орёл"
Корабль Орёл

Фрегат
"Штандарт"
Фрегат Штандарт

Корабль
"Ингерманланд"
Корабль Ингерманланд

Шлюп
"Мирный"
Шлюп Мирный

Бриг
"Меркурий"
Бриг Меркурий

Крейсер
"Аврора"
Крейсер Аврора

Броненосец
"Ретвизан"
Броненосец Ретвизан

Пароход
"Вел. княжна
Ольга Н."
Пароход Вел. княжна Ольга Николаевна
Ледокол
"Красин"
Ледокол Красин

Крейсер
"Киров"
Крейсер Киров

Линкор
"Советский Союз"
Линкор Советский Союз

Барк
"Крузенштерн"
Барк Крузенштерн

Ледокол
"Ленин"
Ледокол Ленин

Сторожевой
корабль
"Беззаветный"
Корабль Беззаветный

Броненосец
"Потёмкин"
Броненосец Потёмкин

Фрегат
Алые паруса"
Фрегат Штандарт Алые паруса

Корабль "Мир"
Парусник Мир

Корабль
"Трёх Иерархов"
Корабль Трёх Иерархов

Фрегат
"Паллада"
Фрегат Паллада

Крейсер
"Память Азова"
Крейсер Память Азова

Корабль
"Vasa"
Корабль Vasa


   СОДЕРЖАНИЕ

1.   Пролог
2.   Основы технологии
Основные материалы
3.1.  шпон
3.2.  шассив древесины
3.3.  картон
3.4.  бумага
4.1.  клеи
4.2.  лак
4.3.  краски
4.4.  ткань
4.5.  металл
Инструменты
5.1.  дрель
5.2.  струбцины
5.3.  пилы
5.4.  ножи
5.5.  напильники
5.6.  разное
5.7.  прочие мелочи
6.   Выбор прототипа
7.   Чертёж
8.   Килевая рама
9.   Шпангоуты
10.   Каркас
11.   Борт
12.   Оболочка корпуса
13.   Проклейка изнутри
14.   Оклеивание снаружи
15.1  Шлифоавальный круг
15.2  Шлифовка основы
16.   Корабельная обшивка
17.   Подбор шпона
18.   Раскрой шпона
19.   Обшивка модели
20.   Шлифовка обшивки
21.   Расцветка старинных кораблей
22.   Окраска борта модели
23.   Днище
24.   Пушечные порты
25.   Опоры модели
26.1  Палубы кораблей XVII в
26.2  Палубы кораблей XIX в
27.   Палубы модели
28.   Переборки
29.   Установка палуб

Продолжение

  Предыдущее - 1. Пролог        [2]        Дальше - 3. Основные материалы - шпон

Купить готовые модели
парусников XVII-XIX веков.

2. Разработка технологии изготовления моделей кораблей

   Когда-то, в 1991 году, оказавшись после перелома шеи практически изолированным от окружающей среды, мне пришлось вспомнить старое детское увлечение - строительство моделей кораблей и попытаться превратить его в новую профессию. Перечитав немалое количество литературы, я понял, что ни одна из приведённых там методик в чистом виде мне не годится. В результате, после многочисленных проб и экспериментов, за эти годы сложилась технология, позволяющая работать почти автономно, независимо от каких-либо внешних обстоятельств.
  Надо только изначально настроить себя на то, что в итоге всё обязательно получится, но сразу - почти никогда. Что запоротая деталь (хорошо ещё, если всего одна!), неудачно получившаяся операция - это нормально, это необходимый приобретённый опыт, а никак не фиаско.
   У профессиональных серьёзных мастеров моделистов, чьи работы, стоимостью иногда в десятки тысяч долларов, занимают первые места на международных салонах, порой иногда бывает несколько скептическое отношение к моим моделям парусных кораблей, сделанным из картонно-бумажной массы чем-то похожую на знакомое всем папье-маше. Это и не удивительно - на первый взгляд - бумага, если даже хорошо обработанная и проклеенная, она всё равно останется бумагой...
  Тем не менее, однако, оказывается, та же бумага - материал весьма прочный, технологичный и, самое главное, долговечный. Иногда она по прочности и удобству обработки не уступает древесине или пластику, а в чём-то даже и превосходит их, не теряя своих качеств со временем. Ведь даже всем известный пластик, которым совсем недавно были облицованы почти все кухонные столешницы (не современные, ламинированные плёнкой, а именно с приклеенным сверху по площади пластиком) - это изначально ни что иное, как обыкновенная прессованная и пропитанная синтетическими смолами бумага.
    При формировании корпуса из такой массы образуется очень прочная и однородная по структуре оболочка, этакая своеобразная "скорлупа" толщиной 4 - 6 мм. Она практически не подвержена воздействию ни времени, ни атмосферной влажности, ни перепада температур. В дальнейшем она облицовывается строганым шпоном ценных пород древесины и шлифуется.
   Ни по каким существенным параметрам такой корпус как минимум не уступает корпусам, изготовленным по классическим традиционным технологиям - наборным или цельнодолблёным. Первая моя модель - римская галера - бирема, сделанная по подобным технологиям ещё в начале 1980-х годов, до сих пор стоит как новенькая!...
модель парусной римской галеры
То-же самое можно сказать и о модели экспедиционного шлюпа "Мирный", построенного чуть позже. модель корабля - шлюп Мирный

    Ну, а для тех, кто пробует свои силы в судомоделизме впервые, эта техника работы будет наиболее предпочтительной. Она не требует ни каких-либо специальных сложных навыков, ни особенно дорогих материалов или инструментов, а в качестве рабочего места позволяет ограничиться простым письменным или любым другим столом с положенным на него для сохранности листом фанеры, да хорошей устойчивой решёткой на ванну, на которой можно выполнять различные "грязные" операции, что бы не пылить в жилой комнате.
   Прекрасно, если есть электродрель со станиной или штативом, которую можно установить на свежем воздухе. Но даже если и нет, то и вышеописанные условия позволят начать, а самое главное - закончить свою первую модель.
   Все модели кораблей, представленные на этом сайте - от Петровского фрегата "Штандарт"
модель парусника - фрегат Штандарт до броненосцев "Ретвизан"     модель корабля - броненосец Ретвизан
и и "Князь Потёмкин Таврический" - построены по этой технологии и именно в таких условиях.
  И всё же, при всей общедоступности метода, приобрести некоторы вещи ещё до того, как Вы начнёте свою работу, конечно же, необходимо. Самое важное - это то из каких основных материалов и какими инструментами всё это будет изготавливаться.