Модель броненосца "Ретвизан".
История корабля
Проект и строительство
Эскадренный броненосец русского флота "Ретвизан"
построен в Филадельфии компанией "William Cramp and Sons" в паре с легендарным
крейсером "Варяг" по заказу Российской империи.
Заложен 17 июля 1899 года, спущен на воду 10 октября 1900 года, вступил в строй в декабре 1901 года.
Получил имя в честь истории плененния шведского линейного корабля "Rettvisa" (боевой клич, означающий "справедливость"),
захваченного русскими моряками в Свеаборгском сражении в 1790 году.
Броненосец "Ретвизан" стал результатом соединения передовой американской технологии и хорошо продуманного российского проекта.
Многие историки кораблестроения считают его лучшим кораблём времен русско-японской войны. По крайней мере, в Российском флоте на тот момент и "Ретвизан", и "Варяг" были наиболее совершенными моделями в своих классах.
Они стали первыми кораблями российского флота, полностью оборудованными внутренней
телефонной и радиосвязью, а так же удобными помещениями для экипажа, оборудованными даже отдельными душевыми кабинами для
кочегаров и машинистов.
Была на каждом из них и своя хлебопекарня.
Пройдя двухмесячные ходовые испытания, в марте 1902 года броненосец отбыл из
Филадельфии, за 14 суток пересёк Атлантику, и прибыл во французский
Шербур для пополнения запасов.
Служба
К июню "Ретвизан" прибыл в Ревель (Таллин), где состоялся грандиозный парад, демонстрирующий силу российского
флота по случаю встречи Николая II и императора Пруссии Вильгельма.
После окончательной подготовки к службе, в конце сентября "Ретвизан" вместе с броненосцем "Победа" возглавил отряд
из шести крейсеров и семи миноносцев.Как флагман контр-адмирала Э.А.Штакельберга корабль во главе отряда направился
на Дальний Восток для усиления российской Тихоокеанской эскадры перед приближающеися возможной войной с Японией.
Зайдя по пути в Нагасаки, приняв в конце апреля участие в общефлотских учениях,
4 мая 1903 года под командованием капитана 1-го ранга Эдуарда Николаевича Щенсновича он прибыл в Порт-Артур.
При атаке Порт-Артура японскими миноносцами, с которой началась Русско-японская война, "Ретвизан"
получил попадание торпедой, принял свыше 2000 т воды и сел на мель в проходе с внешнего рейда на внутренний.
С трудом снятый с грунта и отремонтированный, броненосец перед самым боем в Жёлтом море вновь получил несколько
попаданий снарядов японской осадной артиллерии, одно из которых вызвало новые значительные затопления.
В ходе сражения в Жёлтом море занимал второе место после флагманского броненосца "Цесаревич".
После попадания снаряда в боевую рубку "Цесаревича", отчего тот временно потерял управление, "Ретвизан" возглавил эскадру.
От взрыва тяжёлого снаряда, в результате чего был ранен капитан Щенснович, "Ретвизан" из-за суммарных крупных
повреждений вышел из строя и лёг на обратный курс. В темноте, прорвавшись сквозь группу японских миноносцев,
он вернулся в Порт-Артур.
23 ноября при осаде Порт-Артура "Ретвизан" был потоплен в гавани тяжёлой артиллерией японцев.
Впоследствии был поднят японцами и после ремонта в 1908 году включен в состав японского флота под именем "Хидзен".
Участвовал в первой мировой войне и японской интервенции на Дальнем Востоке.
В 1922 году, согласно решениям Вашингтонской конференции, броненосец был разоружён и переоборудован в корабль-мишень.
В 1924 году потоплен на учениях при испытании новых торпед.