Модель ледокола "Ленин"
Проект и строительство судна
Предыстория
Ледокол "Ленин" - первое в мире надводное судно с атомной силовой установкой.
До него атомными источниками энергии были оснащены две подводные лодки - ВМС США "Наутилус" в 1954 г. и в СССР в 1958 году - К-3 "Ленинский комсомол".
Решение о строительстве атомного ледокола было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года.
В середине XX века навигация в Арктике длилась не более 3-4 месяцев, а запаса топлива дизельным ледоколам современных моделей хватало в лучшем случае на месяц автономного плавания.
Атомный ледокол теоретически мог-бы работать автономно в течении целого года.
Проект
Разработка проекта была поручена ЦКБ-15 (ныне ОАО "ЦКБ "АЙСБЕРГ"). Руководил проектом главный конструктор Василий Неганов.
Для возможности быстрых изменений компоновки машинного отделения был построен его макет из дерева.
Атомная силовая установка разрабатывалась под руководством Игоря Африкантова. Форму обводов рассчитывали и испытывали в ледовом бассейне НИИ Арктики и Антарктики.
Судовые турбины строили на Кировском заводе, главные турбогенераторы создал Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели - ленинградский завод "Электросила".
Всего в проектировании и строительстве ледокола "Ленин" было занято 30 научно-исследовательских институтов, 60 КБ и более 200 промышленных предприятий.
Всем комплексом работ руководил физик Анатолий Петрович Александров, создатель первой советской атомной подводной лодки модели К-3 "Ленинский комсомол".
Строительство
"Ленин" был заложен 25 августа 1956 г. на заводе им. Андре Марти (ныне Адмиралтейские верфи) в Ленинграде.
Спущен на воду 5 декабря 1957 г. В течении 2-х лет продолжалась достройка и оборудование судна на плаву у достроечного причала завода. За это время верфям вернули их нынешнее название.
В августе 1959 года были впервые запущены реакторы нового судна.
12 сентября ледокол вышел на ходовые испытания в Финский залив. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев, до этого участвовавший в его строительстве. А до войны он несколько лет работал помощником капитана и капитаном на ледоколе "Красин".
3 декабря 1959 года по завершении всех испытаний "Ленин" был сдан в эксплуатацию и на нём был поднят государственный флаг.
Эта дата теперь отмечается как День рождения нашего атомного ледокольного флота.
Ледокол стал гордостью страны. Его посетили президент Финляндии Урхо Кекконен, премьер-министр Англии Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, глава Кубы Фидель Кастро, Александра Пахмутова и Юрий Гагарин, делегация совета министров Китая.
Для всех членов экипажа были одно-двух-местные каюты с кондиционерами и водяным отоплением. На судне были библиотека, музыкальный салон с роялем, сауна, ресторан, кинозал.
Стёкла на ледоколе были рассчитаны на то, чтобы не хуже металлоконструкций выдержать ударную волну от ядерного взрыва.
Основные параметры
водоизмещение - 16 000 т.(без балласта)
длина - 134,0 м,
ширина 27,6 м,
высота корпуса от днища до верхней палубы - 16,1 м,
осадка - 10,5 м,
мощность - 32,4 МВт (44 тыс. л. с.),
скорость хода - до 19,6 узлов по чистой воде,
два узла - во льдах толщиной более двух метров.
автономность плавания - 12 месяцев,
экипаж - 243 чел. в начале эксплуатации,
151 чел. к концу.
Конструктивные особенности
Атомный ледокол "Ленин" - гладкопалубное судно с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами.
В кормовой части - взлетно-посадочной площадка для вертолетов ледовой разведки. В разное время ледокол комплектовался моделями Ми-1 и Ка-32
В центральной части позади передней надстройки - ядерная паропроизводительная установка, вырабатывающую пар для четырех главных турбогенераторов. Они питают постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта (два бортовых и один средний) особо прочной конструкции.
Мощность силовой установки - 32,4 мегаватта (44,0 тысячи лошадиных сил).
Конструктивным новшеством ледокола "Ленин" была дифферентная система, препятствовавшая застреванию во льдах, что иногда случалось с дизельными ледоколами. Здесь во избежание этого по бортам на носу и корме были установлены балластные цистерны.
Если судно зажимало, вода перекачивалась из ёмкостей одного борта на другой и обратно. Ледокол поочерёдно кренился, и бортами ломал лед.
Необычная двуногая форма и большие размеры грот-мачты вызваны ее использованием как вентиляционного канала парогенераторной установки.
Корпус ледокола разделён на отсеки водонепроницаемыми переборками - всего на судне 11 поперечных и две продольных переборки по всей длине корпуса.
Расстояние между шпангоутами - шпация - 800 мм. В носовой и кормовой оконечностях веерный набор шпангоутов - т.е там они расположены перпендикулярно обшивке.
Толщина обшивки по ледовому поясу в средней части - 36 мм, в носовой - 52 мм и - в кормовой оконечности - 44 мм.
Форштевень и ахтерштевень ледокола - сварные из литых элементов. Общий вес форштевня 30 т, а ахтерштевня - 86 т. Перо руля - сварное, с обшивкой из листовой стали толщиной 40 мм. Площадь руля - 18,5 м2. Баллер (ось руля) диаметром 550 мм - кованый.
Якоря ледокола - три становых по 6 т каждый (два рабочих и один запасной) с поворотными лапами, стоп-анкер - 2 т, четыре ледовых якоря - два по 150 кг и два по 100 кг. Клюзы становых якорей заглублены в поверхность обшивки и якоря втягиваются заподлицо. Якорные цепи - литые, калибром 67 мм и длиной 325 м.
В корме сделан вырез для буксировки судов вплотную, с привальными брусьями и облицованными резиной кранцами. Буксирная лебедка - двухбарабанная с усилием на главном барабане - 40 т. и на вспомогательном - 25 т.
Спасательные шлюпки - две гребные вместимостью по 58 человек, две моторные шлюпки по 40 человек, разъездной и буксирный катера, два шестивесельных яла на крыше передней надстройки и одна шлюпка рядом с катером на корме. Шлюпбалки больших шлюпок и катеров - скатывающегося типа.
Энергетическая установка
Выделяемое в реакторе тепло в парогенераторах даёт перегретый пар. Он направляется к главным турбогенераторам, от которых электроэнергия подается на гребные электродвигатели.
Парогенераторы имеют резерв мощности, так что в случае аварийной остановки одного остальные автоматически увеличивают производительность до необходимого уровня. Управляют всей энергетической установкой ледокола с одного поста.
Биологическая защита атомной установки гарантирует защиту экипажа ледокола от действия радиоактивных излучений, которые контролируются специальной дозиметрической системой. Пульт управления этой системы расположен в посту радиационного контроля.
Главные турбогенераторы расположены в двух отделениях: носовом и кормовом. В каждом отделении установлены две турбины активно-реактивного типа мощностью по 11 000 л.с. Каждая турбина через редуктор соединена с двумя двухъякорными генераторами постоянного тока длительной мощностью 11 500 л.с. при номинальном напряжении 600 В.
Турбогенераторные агрегаты питают три гребных двухъякорных электродвигателя постоянного тока: средний и два бортовых. На средний двигатель подается 50% мощности, вырабатываемой турбогенераторами, а на бортовые - по 25%. Мощность среднего электродвигателя - 19 600 л.с, а бортовых - по 9800 л.с.
Гребные валы ледокола выполнены из легированной стали. Диаметр среднего вала 740 мм, длина 9,2 м, вес 26,8 т; диаметр бортовых - по 712 мм, длина 18,4 м, вес 45 т.
Гребные винты четырехлопастные, со съемными лопастями. Вес среднего винта - 27,8 т, бортовых - по - 22,5 т.
На ледоколе имеются носовая и кормовая электростанции.
В носовой установлены три турбогенератора, в кормовой - два турбогенератора и один резервный дизель-генератор мощностью по 1000 кВт каждый. Каждый турбогенератор состоит из конденсационной паровой турбины активного типа и генератора переменного тока.
Кроме того, на судне предусмотрены два аварийных дизель-генератора.