Готовая модель крейсера "Киров"
История строительства и характеристики корабля
Проект
Основная документация для
постройки новой серии лёгких крейсеров проекта 26, головным в которой стал "Киров"
была приобретена у итальянской компании "Ансальдо".
Главным конструктором был назначен Анатолий Иоасафович Маслов.
Вторым кораблём серии был крейсер "Ворошилов", а продолжением проекта стали еще четыре крейсера новой модели - проекта 26-бис -
"Максим Горький" "Молотов" "Калинин" и "Каганович".
Основные параметры
- Водоизмещение - 7880 т (порожнее)
8590 т (нормальное)
9436 т (с максимальной загрузкой)
- Длина - 191,3 м
- Ширина - 17,7 м
- Высота - 10,1 м
- Осадка - 5,27 м
- Двигатели - 2 турбозубчатых агрегата, 6 водотрубных котлов
- Мощность - 113 500 л.с. (83,5 МВт)
- Скорость хода - 35,9 узла (66,5 км/ч)
- Дальность плавания - 3750 миль
- Автономность плавания - 20 суток
- Экипаж при вступлении в строй - 692 человека
- Штат экипажа мирного времени составлял 54 офицера, 148 старшин и 532 краснофлотца.
- Офицеры и старшины команд помещались в каютах, а краснофлотцы в одиннадцати кубриках с трёхъярусными койками.
- На крейсерах был оборудован клуб с киноустановкой, бани, душевые, механическая прачечная, парикмахерская, лазарет и амбулатория.
Постройка и испытания
Крейсер "Киров" был заложен 22 октября 1935 на Ленинградском заводе №189 имени С. Орджоникидзе.
30 ноября 1936 года крейсер был спущен на воду. Достройка и монтаж оборудования продолжались до лета следующего года.
В конце июня 1937 года крейсер отбуксировали в Кронштадт.
7 августа 1937 года "Киров" впервые самостоятельно вышел в море под заводским флагом.
В Кроштадте было выявлены дефекты в изготовлении башен главного калибра, из-за которых башни заклинивало.
12 августа 1937 года пробило главный паропровод и 17 человек получили ожоги.
После этого были арестованы ответственный сдатчик В. Л. Бродский и главный строитель корабля Н. В. Григорьев.
Последний в итоге был расстрелян.
15 сентября 1937 года были проведены первые стрельбы холостыми залпами.
Из-за перегрузки от стрельб получил деформацию полубак, который в дальнейшем пришлось укрепить.
В июне 1938 года во время испытаний торпедного аппарата, одна из торпед, на которой, к счастью, отсутствовал боевой заряд,
описала циркуляцию и врезалась в борт крейсера. После этого глава комиссии по приёмке корабля был отстранён от должности.
9 сентября 1938 года прошли проверочные испытания крейсера. На них корабль развил скорость почти в 36 узлов.
А при экономической скорости в 18 узлов прошёл дистанцию в 3750 миль.
Остановка крейсера с полного хода после команды "стоп" была достигнута за 20 мин
и прохода по инерции 3056 м (16,5 кбл), а при команде "полный назад" за 2 мин.42 сек. пройдя 1148 м (6,2 кбл).
26 сентября 1938 г. крейсер официально вступил в строй - в этот день был подписан акт
о его приёмке комиссией во главе с капитаном 2 ранга Д. Д. Долиным, утверждённый
зам. Наркома ВМФ адмиралом И. С. Исаковым 1 октября 1938 года.
При этом в акте были отметчены следующие недоработки:
- - не установлена броневая защита торпедных аппаратов,
- - низкая скорострельность орудий главного калибра,
- - не доработаны редукторы главных турбин,
- - не готова арматура главного и вспомогательного паропроводов.
- - не были установлены параваны и прибор управления зенитным огнём,
- - сильная вибрация носовой надстройки,
- - неудачная конструкция мостика и рубок - нехватка площади и плохой обзор с постов,
- - не работала силовая передача для наводки орудий "Б-34".
Конструкция
Корпус
Корпус крейсера был изготовлен по смешанному типу: в средней его части продольная структура набора, а в оконечностях поперечная.
Корпус был клёпанным, имел длинный (ок. 40 % общей длины) полубак и две элипсовидные в сечении дымовые трубы.
В средней части начиная с 61 и по 224 шпангоут корпус крейсера имел двойное дно.
Набор и обшивка были изготовлены из двух типов стали — углеродистой и марганцовистой.
Внутреннее пространство было разделенно водонепроницаемыми переборками на 19 герметичных отсеков.
В конструкции корпуса крейсера изначально был предусмотрен дифферент на нос, изменявшийся от 0,5 м с полной загрузкой до 1,5 м в поржнем состоянии.
Бронирование
Броневой защитный пояс корабля представлял собой утолщение основной обшивки из гомогенной броневой стали
толщиной 50 мм и шириной 3,4 м над ватерлинией и с заглублением в воду на 1,3 м.
Палуба и траверзы также были защищены 50 мм бронёй.
Толщина брони боевой рубки составляла 100 мм у крыши и 150 мм у стенок.
Румпельное отделение было защищено 20 мм бронёй.
Бронирование башен орудий главного калибра составляло 50 мм по всей поверхности.
Вооружение
- Главный калибр
Артиллерия главного калибра состояла из 9-ти 180-мм орудий "Б-1-П" по 3 орудия в трёх башенных установках "МК-3-180".
Две башни находились на полубаке в носовой части корабля, одна - на корме. Боекомплект насчитывал 100 снарядов на орудие - итого 900 снарядов.
Управление стрельбой - с помощью системы главного калибра "Молния".
- Средний калибр
Шесть 100-мм орудий "Б-34" на палубе кормовой надстройки по три на борт.
Боезапас - 300 снарядов на ствол.
Управление стрельбой - с помощью системы "Горизонт".
- Зенитная артиллерия
Шесть 45-мм орудий "21-К" по три на задней оконечност кормовой надстройки и на мостике на крыше боевой рубки.
Боезапас - 600 патронов на ствол.
Четыре 12,7-мм пулемёта "ДШК" на крыльях носовой надстройки по 2 на борт.
Боезапас - 12 500 патронов на ствол.
- Торпедное вооружение
Две установки по три 533-мм торпедных аппарата "39-Ю".
Боекомплект составлял шесть торпед, хранившихся в самих аппаратах.
- Противолодочное вооружение
20 большимх глубинных бомб "ББ-1".
30 малымх глубинных бомба "БМ-1".
Бомбы могли сбрасываться бомбомётами, установленными на тележках, передвигавшимися по рельсам вдоль бортов.
- Минное вооружение
264 мины заграждения образца 1912 года или 100 мин "КБ-1".
Для перевоза мин на верхней палубы были проложены рельсы длинной 270 м. Мины сбрасывались в воду по двум кормовым скатам.
- Противоминное вооружение
Четыре паравана К-1, размещеные у барбета второй башни главного калибра.
- Авиационная группа 2 самолёта КОР-1 (корабельный разведчик), авиа-катапульта К-12 «Хейнкель»
Взлет происходил при повороте катапульты на угол от 60 до 120°.
Один самолет располагался непосредственноно на катапульте,
а второй - на площадке справа от первой трубы.
- Навигационное оборудование 2 гирокомпаса системы «Аншютц».
Подробная история крейсера (по материалам Википедии) и его основные чертежи приведены в прилагающемся к модели буклете