Модель крейсера "Аврора", 1903 г.
Бронепалубный крейсер 1-го ранга. Первый в серии из трёх новейших моделей крейсеров проекта "Диана". Строился в Санкт-Петербурге на Новом Адмиралтействе с 1896 по 1903 годы.
Изначально корабль предназначался для усиления Балтийского Флота, однако был сразу же направлен на Дальний Восток в составе второй Дальневосточной эскадры для участия в Русско-японской войне.
14 мая 1905 г. вместе со всей эскадрой участвовал в Цусимской битве, получил несколько серьёзных повреждений и ушёл на Филиппины.
Вернуться в Россию крейсер смог только в феврале 1906 г.
После крупного ремонта и перевооружения 1906-08 гг. вплоть до начала первой мировой войны "Аврора" была учебным кораблём Балтийского Флота.
В 1914-1916гг. в составе Балтийского флота корабль участвовал в 1-й Мировой войне. Серьёзных боёв у крейсера не было, он выполнял охранные рейды, проводил траление фарватеров, ставил минные заграждения. Несколько раз подпадал под авиа- и артиллерийские удары, но не получал заметных повреждений. Однако к 1916 году всё-же нуждался в очередном ремонте. Для этого летом пришел в Кронштадт, а затем перешёл в Петроград.
В 1917 г. матросы крейсера были активнейшими участниками революционных волнений. К осени команда окончательно попала под влияние большевиков.
25 октября 1917г. "Аврора" произвела известнейший холостой выстрел.
В 1918 - 1922 годах крейсер поочерёдно отстаивался в Кронштадте и на Адмиралтейском заводе. Затем он снова был отремонтирован и с 1923 по 1933 годы вновь входил в состав Балтийского флота, совершая учебные и крейсерские походы по Балтийскому и Северному морям.
Зимой 1935-36 гг. с "Авроры" начали демонтировать оборудование и в 1941 её планировали исключить из состава флота, но началась война.
В Великую Отечественную войну корабль находился в Ораниенбауме в качестве несамоходной базы. С него сняли часть вооружения, а из оставшихся орудий на крейсере была сформирована артиллерийская батарея "А". В сентябре 1941 года крейсер получил несколько пробоин и сел на грунт.
"Аврора" прошла все тяжелейшие бои по обороне Ленинграда. Обстрелы и бомбёжки прекратились только со снятием блокады.
В августе 1944 года было решено поставить крейсер как памятник и музей на постоянную стоянку напротив Нахимовского военно-морского училища.
Но в 1945-46 гг. его передали в распоряжение киностудии им. Горького для съёмок фильма "Крейсер Варяг".
И только 17 ноября 1948 года "Аврора" была поставлен на свою нынешнюю стоянку.
В 1984 году на Судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне Северная верфь) был проведён капитальный ремонт корабля с полной заменой подводной части.
В 2014 году, теперь уже в Кронштадте корабль вновь тщательно отремонтировали. На нём были подняты новые флаги ВМФ России, но сохранена советская символика на корпусе, как на объекте культурного наследия. По состоянию на этот период и построена модель крейсера.
Водоизмещение крейсера - 6731 т, длина - 126,8 м, ширина - 16,8 м, осадка - 6,4 м, мощность - 11 971 л.с., скорость - 19 узлов, дальность плавания - 4000 миль, экипаж - 20 офицеров, 550 матросов.
Купить модель крейсера "Аврора"
Модель эскадренного броненосца "Ретвизан", 1901 г.
Построен по заказу Российской империи в Филадельфии Американской компанией "William Cramp" по совместному
русско-американскому проекту с использованием новейших технологий.
Историки считают «Ретвизан» лучшей моделью российских броненосцев времён
русско-японской войны.
Имя дано в честь захваченного в 1790 г. русским флотом шведского
линейного корабля и в переводе означает боевой клич "справедливость".
4 мая 1903 года под командой
капитана 1-го ранга Э. Н. Щенсновича броненосец прибыл в Порт-Артур для усиления первой тихоокеанской эскадры.
26 января 1904г. при атаке порта японскими миноносцами, «Ретвизан» получил
попадание торпедой и сел на мель. Снятие с мели и ремонт заняли около
4-х месяцев.
7 июля, накануне сражения в Жёлтом
море, «Ретвизан» был обстрелян японской артиллерией и снова существенно
повреждён. Но при всех повреждениях смог выйти в море уже на следующий день и несмотря на это, в ходе боя занимал второе место в эскадре
после флагманского броненосца «Цесаревич».
После потери управления флагманом, «Ретвизан» возглавил эскадру, и только
из-за новых полученных пробоин и серьёзного ранения капитана, так же вышел из строя и
вернулся в Порт-Артур.
23 ноября 1904 г. в ходе тяжёлых боёв при обороне Порт-Артура «Ретвизан» был потоплен в гавани при обстреле японской
артиллерией.
В сентябре 1905 г японцы подняли броненосец, капитально отремонтировали его и включили в
состав своего флота под новым именем «Хидзен».
В составе ВМФ Японии корабль участвовал в первой мировой войне.
В 1922 г. броненосец был выведен из состава флота, разоружён, переоборудован в
корабль-мишень и в 1924 г. потоплен при учениях.
Водоизмещение — 10 571 т. длина - 117,9 м, осадка - 7,6 м, мощность - 17 600 л.с., скорость - 18 узлов, дальность плавания - 8000 миль, экипаж - ок. 750 чел.
Купить модель броненосца "Ретвизан"
Броненосный крейсер "Память Азова",1888 г.
Броненосный крейсер I ранга "Память Азова" построен на Балтийском
заводе Санкт-Петербурга в 1886 - 1888 гг.
Имя было дано в честь линейного корабля "Азов", который в Наваринском сражении в 1827 году один выиграл бой с пятью турецкими кораблями.
В 1891 году в своё его первое плавание совершил визит
в Японию с цесаревичем Николаем Александровичем. В
честь
этого по заказу Александра III фирма Фаберже изготовила два Пасхальных
яйца с миниатюрной моделью крейсера внутри.
После этого корабль остался на Дальнем востоке и до 1900 гг. входил в Российскую
Тихоокеанскую эскадру, находящуюся в Порт-Артуре.
В 1900 году в связи с моральным устареванием переквалифицирован в учебный корабль.
В 1901 г. участвовал в учениях в присутствии Николая II и императора Германии.
В 1904 - 1905 гг. существенно модернизирован - было убрано парусное вооружение,
усилено бронирование, заменены на более совершенные многие механизмы и коммуникации.
В 1906 году в порту Ревеля на корабле произошёл мятеж, за который крейсер был лишён почётного названия и переименован в "Двина".
С 1915 г. корабль стал базой подводных лодок Балтийского флота.
Имя "Память "Азова" возвращено крейсеру после Февральской революции 1917 г.
В ходе Гражданской войны 19.08.1919 корабль был потоплен при атаке британских торпедных катеров на
Кронштадт. Однако из-за мелководия надстройки и часть борта оставались над водой.
В 1925 г. поднят и сдан на слом.
Длина крейсера - 115,6 м, водоизмещение - 6730 т, мощность - 5720 л.с.,
скорость - 16,8 узла, экипаж - 23 офицера, 546 матросов.
Модель продана.
Эскадренный броненосец "Князь Потёмкин Таврический", 1905 г.
Броненосец был заложен по только что законченному проекту 28 сентября 1898 года в Николаеве. Спущен на
воду в сентябре 1900 г. и 20 мая 1905 г. вошёл в строй.
Он стал первым
кораблём с новой моделью котлов для жидкого топлива, кранами для подъема шлюпок и центральным управлением из боевой рубки.
14 июня 1905г. на "Потемкине"
произошло восстание, поводом для которого стала испортившиеся продукты. Матросы захватили оружие и
арестовали офицеров. Командир корабля и несколько старших офицеров были убиты. Матросы объявили "Потемкина" кораблем революции.
На подавление бунта была
оттправлена эскадра из 11 кораблей, но артиллеристы не стали стрелять по своим, и отряд был вынужден повернуть назад.
Восставшие пытались найти поддерку в Одессе, в Феодосии, в Констанце (Румыния), но нигде не встретили понимания. В итоге корабль снова пришёл в Констанцу иматросы сдались ркмынским властям, которые приняли их как политэмигрантов. Сам броненосец Румыния вернула России.
На родине его переименовали в "Пантелеймон". вскре по новой классификации он был переквалифицирован в линкор.
Участвовал в боевых действиях Первой мировой войны.
.
В марте 1917 года вновь был переименован - теперь "Пантелеймону" дали имя "Борец за свободу".
В мае 1918 года в Крыму был захвачен
германскими войсками. Затем оказался под контролем англо-французской армии и в итоге при отступлении был
взорван.
После освобождения Крыма красной армией в 1923г признан не подлежащим восстановлению и сдан для разделки на
металл.
Водоизмещение - 12900 т, длина
корпуса - 113,2 м, скорость - 16,7 узла, экипаж - 731 человек.
Модель продана.
|
|