Постройка
В 1938 году правительство СССР заказало у Нидерландов строительство двух однотипных судов для работы на линиях, перевозящих сотрудников посольств госслужащих из Ленинграда в Хельсинки, Стокгольм и Лондон, так как советские верфи тогда не могли строить суда такого уровня.
Грузопассажирский турбоэлектроход, изначально называвшийся "Вячеслав Молотов", был построен в Голландии в 1938-39 г. в паре с судном "Иосиф Сталин".
Спущен на воду 17 августа 1939 г. Принят в эксплуатацию 1 Мая 1940 г. - за несколько дней до начала оккупации Голландии Германскими войсками.
Война
По ходу Великой Отечественной войны корабль не имел собственного имени и назывался просто "военный транспорт ВТ-509".
11 августа 1941 года в ходе эвакуации населения раненых солдат из Таллина, корабль подорвался на мине и был на буксире приведён в Ленинград.
Во время блокады на судно в разное время располагались и плавучий госпиталь, и портовая электростанция, и прачечная и мастерские по производству снарядов для «катюш».
В начале 1943 года лайнер попал под артиллерийский обстрел, был серьезно повреждён и получил большую пробоину.
Весной на нём начались ремонтные работы.
В 1944 году пробоину закрыли бетонным пластырем, и оставили до "лучших времён".
"Вячеслав Молотов"
9 декабря 1945 года корабль отправили сперва в Ливерпуль, а после в Амстердам для капитального ремонта и переоборудования под пассажирские перевозки. Его планировалось использовать на линии Ленинград — Ливерпуль — Нью-Йорк, и требовалось приспособить лайнер для условий северной Атлантики.
Судну вновь вернули прежнее имя.
На нём было оборудовано 114 кают от люкс-аппартаментов до пятиместных кают третьего класса. Всего на 437 пассажиров.
Экипаж составляли 70 человек, обслуживающий персонал - 91 чел.
На судне были музыкальный салон, кинозал, ресторан, библиотека.
Первым капитаном лайнера стал А.Л.Каневский.
Однако после модернизации корабль попал не на Балтику, а был передан Черноморскому пароходству, где он проработал 4 года, после чего его перевели во Владивосток.
Прослужив 5 лет там, судно опять вернулось сперва на Чёрное море, а через год - в Ленинград на линию Ленинград — Лондон.
Рейс в оба конца с заходом в Копенгаген, Стокгольм и Хельсинки составлял 16 дней, включая 4-5 дней пребывания в Лондоне.
В 1957 году Вячеслав Молотов лишился поста в правительстве, и судно было переименовано в "Балтика".
"Балтика"
Самым известным рейсом лайнера стал переход 1960 года из порта Балтийск близ Калининграда в Нью-Йорк, доставивший туда для работы в заседании ООН Советскую делегацию с Н.С. Хрущёвым, а также делегации с главами Болгарии, Венгрии и Румынии.
В честь этого рейса был выпущен памятный значок, увеличенная копия которого помещена на фасаде надстройки.
В 1962 году в период Карибского кризиса "Балтика" вместе с другими гражданскими судами тайно перевозила войска на Кубу, доставив туда 51-ю ракетную дивизию.
С середины 60-х годов лайнер использовался как круизное судно, перевозя в основном иностранных туристов.
В 1980 году корабль стал официальным перевозчиком гостей Московской Олимпиады, а во время парусной регаты служил судном-отелем в Таллине.
В 1984 году "Балтика" прошла модернизацию и ремонт в Ольборге (Дания). Была переоборудована кормовая надстрйка с камбузом, полностью заменены коммуникации и сантехника.
В октябре 1986 г. «Балтика» в паре с морским паромом «Георг Отс» обслуживала встречу Михаила Горбачёва и Рональда Рейгана в Рейкьявике. М.С.Горбачев с администрацией жил на «Георге Отсе», а остальные участники встречи - на «Балтике».
Планировалось использовать корабль до его 50-летнего юбилея - т.е. до 1990 года, а затем превратить его в музей. Однако что-то не сложилось и в 1987 году его продали Пакистану на металл.
Окраска
Корабль несколько раз менял расцветку.
Изначально "Вячеслав Молотов" имел чёрный корпус с белой центральной частью, на которой был нанесён флаг Советского союза с подписью USSA. Надстройка была белой.
На время войны корабль полностью был выкрашен в защитный шаровый цвет.
Затем "мирная" окраска вернулась - корпус стал серым, а фальшборт и надстройка - вновь белыми.
"Балтика" всегда была белого цвета. Только в последние 6-7 лет по уровню второй палубы была нанесена синяя полоса.
В этом виде лайнер представлен на модели.