Модель линкора "Советский Союз"
Проект и главные параметры
Идея
В 1930 г. уставом Военно-Морских Сил РККА линейные корабли были признаны главной ударной силой флота. При этом проводимая в стране индустриализация
делала реальными планы их масштабной постройки.
В середине 1930-х годов в кораблестроительных КБ начались разработки основных параметров, компоновочных схем кораблей,
моделей их вооружения и т.п.
К концу апреля 1937 года был в основном окончен технический проект новой серии линкоров,
призванных стать самыми мощными и совершенными кораблями в мире.
Однако продолжение дальнейших разработок прервалось репрессиями 1937—1938 гг.Были осуждены начальник конструкторского бюро Валериан Бжезинский, главный исполнитель
проекта В. Римский-Корсаков, конструктор двигателей А. Сперанский и другие.
Вновь сформированный коллектив конструкторов кораблей «проекта 23» возглавил Борис Чиликин.
Окончательно проект № 23 был утвержден Советом Народных Комиссаров только 13 июля 1939 г., когда головной корабль серии был уже заложен.
По плану стоимость четырёх кораблей проекта в 1,18 млрд рублей была равна почти трети военно-морского бюджета страны на 1940 год.
История строительства
В ходе проектирования серии №23 был проделан огромный объём конструкторских и экспериментальных работ - только одних моделей было построено более 100.
Было переоборудовано целое сухогрузное судно с установкой специальной броневой защиты от бомбометания, минного поражения и торпедных атак.
В ЛФТИ было создано размагничивающее устройство для защиты от неконтактных взрывателей, позже применявшееся для кораблей всех классов.
Были построены новые стапели и доки на Балтийском, Северодвинском и Николаевском заводах.
Таким образом работы по созданию этой серии линкоров серьёзно продвинули вперёд всё советское
судостроение.
Головной линейный корабль «Советский Союз», с заводским номером С-299, заложили 15 июля 1938 года на Балтийском заводе в Ленинграде.
Кроме него были заложены ещё три линкора: в Николаеве - «Советская Украина» (С-352) и в Молотовске (ныне Северодвинск) - «Советская Россия» (С-101) и «Советская Белоруссия»
(С-102).
Уже через два года стало понятно, что средств на строительство всех четырёх кораблей не хватит, и в октябре 1940 года было приказано приостановить
строительство сперва «Советской Белоруссии» а затем и двух других, а все усилия сосредоточить на
корабле «Советский Союз».
Война
К июню 1941 готовность головного корабля составила 19,44%, а «Советской Украины» — всего 7%.
С началом войны строительство всех кораблей было уже полностью и окончательно прекращено.
Почти обретший свои основные очертания линкор оставался на стапеле Балтийского завода до 1945 года.
После войны заканчивать корабль уже не стали, а пострадавший от бомбардировок корпус был разобран на металл.
Основные параметры:
- Водоизмещение - стандартное 59 150 т
- полное 65 150 т
- Длина 269,4 м (260,0 м по КВЛ)
- Ширина 38,9 м (36,4 м по КВЛ)
- Осадка 10,19 м
- Бронирование
- основной борт - 380 мм
- броневой пояс: 420 мм,
- переборки: 230—365 мм,
- траверз (носовой/кормовой) - 325 / 400 мм.
- барбет: 425 мм,
- орудийные башни ГК (лоб / бок / тыл / крыша) 495 / 230 / 410 / 230 мм
- палуба: 25+155+50 мм,
- рубка: 425 мм
- румпельное отделение 50-40 мм.
- Мощность - 201 000 л. с.
- Скорость хода
- 29 узлов максимальная
- 28 узлов крейсерская
- Дальность плавания - 7200 миль
- Автономность плавания - 30 суток
- Экипаж
Офицеры - 117 чел.
Мичманы - 317 чел.
Матросы - 1350 чел.
Всего - 1784 чел.
Вооружение
Артиллерия
- Главный калибр 3×3 406,4/50 мм АУ Б-37
- Противоминный калибр - шесть двухствольных 152-мм артиллерийских установки МК-4 в поворотных башнях
- Зенитная артиллерия -
дальнего боя четыре 100-мм двухствольные пушки Б-54
ближнего боя - 8 четырёхствольных 37-мм автоматических зенитных орудий К-46
Авиационная группа - 4 гидросамолёта КОР-1 со складывающимися крыльями, ютовая катапульта.