Готовая модель крейсера "Аврора".
История постройки корабля
Проектирование
Крейсер 1-го ранга «Аврора» был первым (по дате закладки - сентябрь 1896 г) в серии из трёх однотипных крейсеров проекта "Диана".
Правда, в итоге вся серия была названа по имени второго заложенного, но спущенного на воду первым корабля. Третьим крейсером стала "Паллада".
Хотя "Аврору" и заложили первой, спуск на воду и ввод в строй состоялись позднее её "сестёр": спуск - 24 мая 1900 года
и ввод - 16 июня 1903 г. соотв. "Диана" и "Паллада" были сданы в эксплуатацию ещё в 1901 году.
Имена всех трёх кораблей были выбраны лично Николаем II и даны в память о одноимённых фрегатах, так-же принадлежащих к одной серии и построенных в Санкт-Петербурге в
1831-1833 годах.
Новая серия крейсеров была задумана в качестве усиления Балтийского Флота в противовес набирающему мощность флоту Германии,
отношения с которой всё более ухудшались.
Начало постройки
Строительство нового крейсера велось на заводах Адмиралтейских верфей.
30 октября 1896, с прибытием на завод первой партии судостроительной стали с Ижорскоко завода был начат набор вертикального
киля.
Летом 1898 года степень
готовности корпуса составилала 28 %, а машин и механизмов - равнялась
около 60 %.
К весне 1900 года готовность «Авроры»
составляла уже 78 %. На корабле шла установка судовых систем и
устройств.
В 11 часов 15 минут 11 (24) мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц
Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, наблюдавших за церемонией из
Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду.
Под
залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей крейсер благополучно
сошёл на воду, «без перегиби и течи». «По мере выхождения судна из эллинга, на нём были подняты флаги, а
на грот-мачте штандарт Его Величества».
Во время спуска на верхней палубе
корабля в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший ещё на
фрегате «Аврора».
Кроме того, на спуске присутствовал бывший офицер
прославленного парусника, а теперь вице-адмирал К. П. Пилкин.
На следующий день
новый крейсер был отбуксирован к стенке Франко-русского завода для установки
главных машин.
Водоизмещение корабля на момент спуска составило 6731 тонну.
Завершение строительства
Одновременно с началом установки ходовых машин на корабле начался монтаж
паропровода, и общекорабельных механизмов и систем.
К августу были смонтированы
три дымовые трубы, а 17 октября 1900 крейсер впервые "развёл пары".
Проба машин 30 октября 1900 г. показала, что все они
работают исправно.
2 ноября состоялись испытания на швартовах, завершившиеся
подписанием акта, где говорилось, что «комиссия не находит
препятствий для перехода крейсера в Кронштадт под своими главными машинами».
Однако очень многие работы на крейсере оставались незаконченными, а
установка рулевых устройств — даже не начатой.
Строившиеся более быстрыми темпами «Диана» и «Паллада» летом 1900 года прошли приёмные испытания, по результатам которых на "Авроре"
были проделаны некоторые работы по улучшению проекта, усовершенствованы связь и системы наведения.
В начале 1902 года на «Аврору» установили якоря системы Холла.
Крейсер первым во всём Российском флоте кораблём отечественной постройки, оснащённым этой
новинкой.
К маю судно было полностью готово.
28 июля «Аврора» вышла в своё
первое плавание, направляясь в Кронштадт.
На борту находился только что назначенный командир
- капитан 1-го ранга И. В. Сухотин, заводские специалисты и сокращённый штатный экипаж.
В тот-же день «Аврора» прибыла в Кронштадт, по пути повредив о стенку канала лопасти одного из винтов.
Последующие полторы недели ушли на приготовления корабля к испытаниям.
Общая стоимость строительства крейсера составила примерно 6,4 млн рублей.
Вооружение
Вооружение крейсера «Аврора» на момент ввода в строй и июнь 1903
- Артиллерийское
152-мм/45 пушка Канэ 8
75-мм/50 пушка Канэ 24
37-мм пушка Гочкиса 8
63,5-мм пушка Барановского 2
- Торпедное
3 (один носовой и 2 бортовых) 381-мм торпедных аппарата
Испытания
1.Кампания 1902 года
В августе 1902 года начались выходы крейсера на заводские испытания, в основном — для выверки навигационных систем и
отладки силовой установки.
В сентябре «Аврора»
две недели стоял в Александровском доке, для исправления
повреждённой в первом выходе лопасти правого винта и установки щитов подводных
минных аппаратов. После этого корабль был готов к ходовым испытаниям.
Первый выход 10 октября выявил неполадки в подшипниках машины, но крейсер показал скорость 19,66 узла.
На исправление выявленных недостатков заводу было дано две недели.
Следующий этап испытаний прошёл 25 октября.
Поначалу всё шло штатно, однако после 4-х часов работы машин выявился сильный перегрев энергетической установки.
Испытания пришлось прервать и после многочисленных проверок механизмов их перенесли на лето следующего года.
2. Кампания 1903 года
В начале лета встал вопрос о пополнении Тихоокеанской эскадры и Морское министерство
приказало к концу июля подготовить крейсер
для перехода на Дальний Восток.
14 июня состоялись окончательные испытания крейсера, результаты которых были признаны удовлетворительными.
К началу сентября под руководством главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала С. О. Макарова
и командира будущей эскадры начальника Главного морского штаба контр-адмирала З.П.Рожественского основные работы были закончены.
В качестве финального испытания «Авроре» был назначен непрерывный пробег
от Кронштадта до острова Борнхольм и обратно со скоростью
14 узлов.
С 13 по 18 сентября крейсер совершил это плавание, пройдя
1158 миль со средней скоростью 273,8 мили в сутки.
Все механизмы нового корабля
работали исправно.
Параметры
Основные тактико-технические характеристики «Авроры» на момент вступления в строй
- Водоизмещение - 6731 т
- Длина с тараном - 126,8 м
- Наибольшая ширина - 16,8 м
- Средняя осадка - 6,4 м
- Общая мощность машин на испытаниях - 11 971 л.с.
- Наибольшая скорость - 19,2 уз
- Дальность плавания 10-узловым экономичым ходом - 4000 миль
- Экипаж - 570 чел
Подробная история крейсера (по материалам Википедии) и его основные чертежи приведены в прилагающемся к модели буклете