Понятие "минный крейсер" было введено в Российском флоте классификацией кораблей 1892 года.
Они отлчались от миноносцев большими размерами и, следовательно, лучшей мореходностью. Благодаря чему могли действоваать на более дальнем расстоянии и при более сложных погодных условиях.
Минные крейсера просуществовали до введения новой классификации 1907 г., когда существующие корабли были переведены в класс посыльных судов.
Их роль стали играть появившиеся на то время более крупные миноносцы, составившие, начиная с 1907 года, класс эсминцев.
| Верфь
| Годы службы
| Водоизм.
| Длина
| Мощность
| Скорость, узл.
| Дальность, миль
| Экипаж
| Артиллерия
| Торпедные аппараты
|
Лейтенант Ильин
| Балт. завод
| 1887-1911
| 604
| 71,2
| 3500
| 19,6
| 1560
| 9+108
| 5х47 2х5×37
| 7х381
|
Капитан Сакен
| Николаев
| 1889-1909
| 742
| 69,4
| 2340
| 18,3
|
| 7+120
| 6х47 4х37
| 3х381
|
Тип Казарский
|
Казарский
| Эльбинг, Пруссия
| 1890-1925
| 432
| 60
| 3500
| 21
| 1650
| 5+59
| 6х47 3х37
| 2х381
|
Воевода
с 1918 - «Мати Курки», Финл.
| Эльбинг
| 1892-1940
| 432
| 60
| 3500
| 21
| 1650
| 5+59
| 6х47 3х37
| 2х381, 50 мин
|
Посадник
с 1918 - «Клас Хорн», Финл.
| Эльбинг
| 1892-1964
| 432
| 60
| 3500
| 21
| 1650
| 5+59
| 6х47 3х37
| 2х381, 50 мин
|
Всадник
с 1905 - «Макигумо», Япония
| Або (Турку), Финляндия
| 1894-1904(†)
1906-1914
| 400
| 57
| 3500
| 22,5
| 1650
| 7+57
| 6х47 3х37
| 2х381
|
Гайдамак
с 1905 - «Шикинами», Яп.
| Або
| 1894-1904(†)
1906-1914
| 400
| 57
| 3500
| 22,5
| 1650
| 7+57
| 6х47 3х37
| 2х381
|
Гридень
| Николаев
| 1895-после 1914
| 400
| 57
| 3500
| 22,5
| 1650
| 7+57
| 6х47 3х37
| 2х381
|
|
Абрек (инд. проект)
| Або
| 1897-1944
| 535
| 65,7
| 4500
| 21
| 2000
| 7+72
| 2х75 4х47
| 2х381
|
|
|
|