Колонны мачт многих моделей кораблей выточены из древесины сосны.
Род Сосна (лат. Pínus) семейства сосновые включает в себя около 120 самостоятельных видов, наиболее распространённый
из которых - сосна обыкновенная.
Это дерево высотой 25—40 м с диаметром ствола у отдельно растущих экземпляров до 1,2 м. Самые высокие сосны этого вида - до 50 метров
растут на южном побережье Балтийского моря.
Однако среди других видов сосен присутствуют гораздо более крупные экземпляры. Сосны Ламберта (Pínus lambertiána),
растущие на западе Северной Америки, в среднем вырастают до 70 метров и имеют ствол до 2,5 метра в диаметре.
Рекордсмены превышают 81 метр в высоту со стволом диаметром в 3,5 метра.
Сосна растёт по всем умеренным зонам северного полушария от полярных районов до субтропиков, и, что любопытно,
совершенно не встречается южнее экватора.
В России в дикорастущем виде известно 16 видов сосны.
На долю сосны приходится более трети всей заготавливаемой в России древесины вообще и более половины всей "деловой" древесины
- т.е. идущей на
производство каких-либо изделий.
Главное применение сосновой древесины - производство строительных пиломатериалов. Кроме того, она применяется в судостроении,
производстве тары,
шпал, фанеры, гидростроительных и шахтных сооружениях.
Большая часть рангоута всех кораблеи Российского флота делалась именно из сосны. Для этого существовали специальные посадки
корабельных сосен.
Высокое содержание смолы делает сосну весьма устойчивой к гниению, что, осоенно после антисептической обработки делает
её очень подходящей
для применения во влажной среде и для наружных конструкций. Кроме того, из сосновой смолы (живицы) делают скипидар, канифоль,
сырьё для лако-красочных
материалов.
Древесина достаточно высокой прочности при средней плотности - 450—520 кг/м³ в зависимости от зоны образца в стволе,
условий и места произрастания
дерева.
Ствол сосны имеет чётко выраженное ядро более тёмного цвета и более плотной древесиной, и хорошо заметные годовые слои
с существенной разницей по
плотности внутри одного слоя. Внутренние годовые кольца ядра гораздо крупнее и шире, чем в заболони.
Дерево легко обрабатывается, но качество материала очень зависит от большого количества сучков.
Отчасти этот недостаток можно скомпенсировать сращиванием отдельных делянок по длине и ширине, вырезая крупные сучки,
заделывая пробками мелкие,
и получая достаточно однородные по структуре конструктивные элементы.
Поэтому, а так-же из-за сравнительно малой твёрдости, для массового производства мелких изделий сосна не пригодна.
Благодаря прямослойной структурое и лёгкости обработки, в судомоделизме древесина сосны при строительстве моделей парусных кораблей
хорошо подходит для изготовления нижних основных колонн мачт и бушпритов. Так-же из сосновых реек и брусков удобно изготавливать
внутренние элементы набора (каркаса) модели и вспомогательные детали для формирования правильных обводов корпуса.