- Водоизмещение - 992 т.
- Длина - 67,1 м
- Ширина - 8,7 м
- Осадка - 4,3 м
- Паровая машина, 2 котла
- Мощность - 1250 л.с.
- Скорость - 14 узлов
- Дальность плавания - 2000 миль
- Экипаж - 6/74 человек
- Артиллерия 3 x 75/50-мм пушки
2 x 7,62-мм пулемёта
|
Яхта была куплена великим князем Александром Михайловичем в 1890 году в Лондоне для планируемого им кругосветного плавания. Изначально назыалась "Леди Торфрида". Её бывший владелец жил на ней, стоящей у набережной Темзы в течение 15 лет. Купив яхту, князь переименовал её в честь грузинской царицы Тамары.
В 1890—1891 годах сыновья князя, Александр и Сергей совершили на ней плавание из Севастополя по Индийскому океану, дойдя до Батавии (Джакарта) и Бомбея. Это путешествие описано его участником г. И. Радде в книге «23000 миль на яхте „Тамара“».
В июне 1913 года яхту купило Морское министерство, оборудовало радиостанцией и превратило в судно связи при штабе Черноморского флота в Севастополе.
Произвели реконструкцию парусного вооружения - грот-мачта была перенесена биже к дымовой трубе и на корме установлена третья мачта с гафельной бизанью. При этом судно была переименовано в "Колхиду".
С 1916 года корабль стоял на ремонте в Ростове-на-Дону. Там 25 октября 1917 года его радиостанция приняла радиограмму с обращением В. И. Ленина о свержении Временного правительства.
В начале Гражданской войны «Колхидой» завладели красные, а в мае 1918 года она попала в Белый флот. Там её переименовали в «Пернач» и использовали как минный заградитель.
В мае 1920 года близ Варны «Пернач» напоролся на затонувшее судно и вскоре тоже затонул. Через три года корабль пытались поднять, но неудачно.
В 1960-е годы с яхты было поднято несколько предметов, находящихся сейчас в Варненском Военно-морском музее.
Модель императорской яхты «Тамара»
фотографии, чертежи, схемы
Модель в Военно-морском музее города Варны вместе с предметами, поднятыми с затонувшей яхты.
Модель императорской яхты «Тамара» в масштабе 1:67 на момент начала службы, работы Евгения Чумакова.
Чертежи яхты «Тамара» на момент начала службы её в России.
Первоначальный вид яхты. Планы расположения помещений жилой палубы и трюма в начале службы.
Чережи и спецификация яхты "Колхида", разработанные С. Лучинниковым, из журнала "Моделист-Конструктор" №1 за 1968 год.
Внешний вид на период начала Гражданской войны - с установленной артиллерией, под красным флагом.