- Водоизмещение 3114 т
- Длина - 95,1 м
- Ширина - 12,8 м
- Осадка - 5,5 м
- 2 паровые машины по 360 л. с.
- Скорость 16,72 узла (31 км/ч)
- Артиллерия салютные пушки
|
"Держава" - самая большая из всех российских колёсных яхт. Как и большинство императорских яхт, входила в состав Гвардейского экипажа.
Строилась с 1866 по 1871 годы на Новом Адмиралтействе по образцу яхты английской королевы Виктории «Victoria and Albert». И на закладке, и на спуске царь присутствовал лично.
Интерьеры оформлял архитектор И. Монигетти - автор внутреннего убранства Юсуповского и Аничкова дворцов. Носовую фигуру делал знаменитый скульптор М.О.Микешин - автор памятников Тысячелетию России в Великом Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве.
Яхта весьма активно использовалась, совершив много рейсов по Балтийскому и Северному морям.
Во время царских путешествий экипаж мог составлять более 250, человек. Из них машинной команды - 93, остальные - обслуживающий персонал и свита.
В 1887 г. на ней впервые в мире были проведены успешные опыты по устранению влияния железных конструкций корпуса на магнитный компас.
В 1898 г. "Державу" перестали использовать как императорскую яхту и превратили в учебное судно "Двина". В этой роли она прослужила до конца 1905 года и была разобрана.
Модель императорской яхты «Держава»
фотографии, чертежи, схемы
Модель из коллекции Центрального Военно-морского музея Санкт-Петербурга
Модель яхты, изготовленнная из бивня мамонта, кости и сусального золота. Масштаб 1:200.
Одна из последних работ Евгения Еременко из Запорожья.
Прекрасного мастера - призёра чемпионата мира и при этом очень скромного человека не стало 26 августа 2018г.
Чертежи яхты «Держава» на момент вступления в строй
Боковой вид с соответствующей проекцией теоретического чертежа и план верхней палубы.
Схема рангоута и парусности, "проекция копус" и закладная доска.
Модель носовой фигуры в натуральную величины, работы скульптора М.О.Микешина.
Интерьер императорского салона кормовой рубки.