Первые известные историкам галеры появились в Египте примерно в 1500-е годы до н.э. и не очень сильно изменились за следующие 3000 лет. Они по-прежнему оставались преимущественно военными кораблями и главную роль в их движении играли вёсла.
Первая в России галера была заказана Петром I в Голландии для адмирала Лефорта. Она по частям была привезена в Воронеж и собрана там в 1696 году. В том-же году по её образцу на Преображенской верфи была построена первая своя галера - «Принципиум».
Галеры просуществовали в Российском военном флоте до самого конца XVIII века - последняя из них - "Пернов" (название города Пярну) была построена в 1796 году.
- Длина - 39 м
- Ширина корпуса — 5,75 м,
полная с постицами — 7,65 м
- Высота надводного борта в носу — 1 м
в корме — 1,9 м
от киля до гакаборта — 7 м
- Скорость хода на вёслах — до 8 км/ч
под парусом — до 10 км/ч
- экипаж- 1 штаб-офицер,
3 обер-офицера,
14 унтер-офицеров, 190 рядовых, включая гребцов.
|
«Тверь» — 13-баночная (26-вёсельная) галера, специально построенная для путешествия по Волге Екатерины II. Её модель (изначально 12-баночная) сразу проектировалась как флагманское судно флотилии.
Строилась в Твери в 1766-67 годах. Набор был изготовлен из дуба, обшивка палубный настил и прочие конструкции — из сосны. Богатый резной декор был выполнен из липы и берёзы.
В носовой части судна находились две небольшие рубки. В левой был камбуз, а в правой рубке - гальюн. На крышах рубок разместили небольшие салютные пушки.
От жилой надстройки на корме к рубкам между банками для гребцов шла приподнятая галерея - куршея. В трюме под палубой были помещения для гребцов и экипажа галеры.
В верхней части жилой надстройки было девять отдельных помещений - каюта капитана, отделанные каюты императрицы и двух её фрейлин и командира флотилии графа И. Г. Чернышёва, спальня и столовая на 12 персон. В нижнем отделении было ещё 10 помещений - каюты фрейлин, и кладовые для припасов.
Путешествие от пристани путевого дворца в Твери до Синбирска длилось со 2 мая по 5 июня 1767 года.
По его окончании «Тверь» вместе с ещё тремя галерами флотилии была переправлена в Казань для сохранения.
1804 году те три были разобраны из-за ветхости, а для "Твери", как для флагмана был построен специальный павильон.
Его не раз меняли, галеру перетаскивали на новые места, временами она стояла без охраны (в т.ч. с 1954г.), но тем не менее она сохранялась до 1956 года, когда сгорела при пожаре из-за детской шалости.
Галера "Тверь" - модель, чертежи
Модель галеры «Тверь» из коллекции Музея речного флота в Нижнем Новгороде.
Модель галеры «Тверь» в Национальном музее Республики Татарстан (Казань)
Боковой общий вид и рисунок
Очищеный и оцифрованный чертёж из собрания Центрального Военно-морского музея и оригинал чертежа
Чертёж из атласа XVIII века и современный вариант реконструкции планировки помещений на гелере "Тверь"
Картина А.К.Беггрова "Галера "Тверь" под штандартом императрицы Екатерины II"
Павильон, где хранилась галера, фото 1879 года и одна из фотографий "Твери" в пору её хранения под открытым небом.
Чертёж неизвестной галеры правительственного класса, не имеющий отношения к "Твери", но одного с типа и в силу своей подробности позволяющий составить более подробное представление об этом классе судов.
|
|