Дубель-шлюпки существовали в Российском флоте начиная с 1730-х годов и вплоть до самого конца XVIII века. Последняя из известных была построена в 1789 и выбыла из строя в 1802 году.
Название идёт от "doble" - двойной. По формулировке Адмиралтейств-коллегии - как обычные, но больше "против оных вдвое"
В основном они предназначались для речной и прибрежной морской службы. Играли роль более поздних канонерских лодок, были десантными, посыльными, транспортными судами.
Сперва были без палуб и оборудованы двумя мачтами с латинскими парусами, позднее имели одну съёмную мачту с прямыми парусами и палубу.
Общие параметры дубель-шлюпок - водоизмещение до 50 тонн, длина 17 - 25 метров, до 22 вёсел у первого типа, до 42 - у второго, ширина 4,5 — 6 метров, осадка до 2 метров, экипаж до 50 (I тип) или до 70 (II тип) человек. Вооружение — до 15 орудий.
Судя по характеристикам - длина 22 м и 42 весла - дубель-шлюпка Остен-Сакена относилась ко второму, более позднему типу, однако достоверно я это выяснить не смог.
Поэтому приведённые здесь чертежи и модель, скорее всего, отношения к ней не имеют, и приведённая ниже история дана просто так, "для памяти потомков".
- Длина - 22 м
- Ширина - 5,2 м
- Осадка - 1,7 м
- Вооружение 2 х 30-фн пушки
1 х 12-фн 4 х 4-фн
4 фальконета
- 42 весла
- полный экипаж до 70 человек
|
Капитан Христиан Иванович Остен-Сакен происходил из старинного рода, берущего начало в Померании и Курляндии в XIII-XIV веках.
В 1788 г. он был назначен командиром только что построенной на Херсонской верфи в серии из 7 единиц дубель-шлюпки № 2. Она входила в эскадру Дунайского лимана принца Нассау-Зигена - француза на русской службе.
(материал с сайта Военная история )
В мае 1788 года их шлюпка была в дозоре у Кинбургской косы близ Очакова. Увидев входящий в Днепровский лиман турецкий флот, экипаж хотел уйти и предупредить своих, но был обнаружен и преследован 30-ю галерами.
Будучи настигнутыми, моряки приняли бой и сцепившись в абордаже, взорвали своё судно, уничтожив 4 галеры и взрывом предупредив свои войска о нападении неприятеля.
По одним данным погиб весь экипаж - 52 человека, по другим - 10 спаслись - им Остен-Сакен приказал спуститься в маленькую лодку, имевшуюся на дубель-шлюпке.
Капитану было 32 года. В истории не сохранилось его портрета. Он не был женат и его наследникам - брату и сёстрам - Екатерина пожаловала имение близ Митавы. И уже их потомки упрочили доброе имя рода в российской истории. В том числе и военно-морской.
За 51 год до этого другой француз на русской службе - капитан Пётр Дефремери по другую сторону Крыма, примерно в 300 км - у Федотовой косы - впервые в русском флоте совершил такой же подвиг, успев высадить на берег экипаж и оставшись на своём небольшом боте с двумя матросами.
К столетию подвига Остен-Сакена, в 1888 году, на Черноморском флоте в его честь был назван новый минный крейсер «Капитан Сакен».
От Дефремери не осталось ни портрета, ни продолжения фамилии, ни имени в списках флота.