Имя «Нева» носили три известные яхты, причём две первые - 1809 и 1831 годов постройки имели практически одинаковые размеры и однотипное парусное вооружение брига.
Причём вопреки издавна существующей во флотах практически всех стран традиции не иметь двух кораблей с одним и тем-же названием одновременно (особенно для однотипных судов),
вторая яхта была построена и названа тогда, когда первая еще продолжала находиться в строю.
Константин Павлович после Заграничного похода русской армии 1813-1814 годов стал главнокомандующим Войска Польского и наместником императора России в Польше и жил в Варшаве.
Таким образом, вторая яхта едва-ли могла предназначаться для него, тем боле, что в июне 1831 года Константин умер в Витебске, отступая со своим корпусом от восставших польских войск.
Однако на чертежах кораблей всё-же практически всегда принято указывать именно год их строительства. Думаю, что дата - 1831 год может относится и к состоянию первой яхты на этот период и к году постройки второй.
Полагаю, что будет уместно привести сведения обо всех яхтах, тем более, что информация достаточно скудная.
- Длина корпуса 21,6 м.
- Ширина 5,7 м
- Осадка 2 м
- 12 орудий
|
Первая "Нева" — небольшая 12-пушечная яхта-бриг была построена в Санкт-Петербурге в Главном Адмиралтействе
в 1808–1809 годах и, наверное, всё же именно она предназначалась для Константина Павловича, которому на тот момент было 30 лет.
Строитель - Григорий Степанович Исаков (1775—1854) построивший более 30 различных судов - от яхт до больших линейных кораблей 1-го ранга.
За постройку этой яхты он был награждён именным перстнем с бриллиантом.
Константин Павлович в это время был командующим Гвардейским флотским экипажем и яхта получила второе неофициальное название "Гвардейской".
Во время войны 1812 г. яхта находилась в Кронштадте при Балтийском корабельном флоте. В 1813 г. она была переведена в порт города Выборг.
В промежутки времени с 1818 по 1823 и с 1828 до 1829 годы «Нева» в составе отрядов учебных судов с кадетами и гардемаринами совершала тренировочные плавания
между С.–Петербургом и Кронштадтом.
Затем была переведена в Курляндскую губернию (современная Латвия).
С 1830 года
служила брандвахтой в Риге. В 1831—1837 гг. так-же в качестве брандвахты находилась в устье Западной Двины. Яхта была разобрана в Риге в 1838 г.
- Длина по КВЛ - 22,9 м.
- Ширина 6,8 м.
- Осадка 3 м.
- Вооружение 14 3-фунт. пушек.
|
Вторая "Нева" строилась в 1830–1831 uодах на Охтинской верфи под руководством Вениамина Фомича Стоке,
английского мастера-корабела на русской службе.
Он известен как ведущий мастер при постройке яхты "Нева".
Яхта сразу проектировалась и строилась в качестве придворной.
В период между 1832 и 1846 годами «Нева» в составе учебных парусных отрядов находилась в практических плаваниях между Санкт–Петербургом и Кронштадтом с кадетами Морского корпуса на борту.
30 августа 1834 года она в составе отряда других судов Гвардейского флотского экипажа заходила в Неву и участвовала в торжественной церемонии открытия
Александровской колонны на Дворцовой площади.
В 1841 г. тимберована (т.е. капитально отремонтирована, включая замену и ремонт обшивки) на Охтенской верфи.
В 1849 году она была переоборудована в лоцманское судно и получила имя «Мензула». В 1852 г. принимала участие в парусной регате в Финском заливе.
О её дальнейшей службе сведений не сохранилось.
- Длина - 19,8 м
- Ширина - 6,4 м
- Осадка 3,1 м
- Вооружение - 12 орудий.
|
Третья яхта с тем-же именем — 12-пушечный трехмачтовый люгер.
Была построена так-же на Охтенской верфи в 1848-1849 гг. Строитель - корабельный мастер Шаттен.
Предназначалась для великого князя Алексея Александровича и, так-же как и первая, была приписана к Гвардейскому экипажу.
В промежуток между 1847 и 1851 и в 1853 годах третья "Нева" ходила с учебными рейсами между С.–Петербургом и Кронштадтом.
В 1856–1859 гг. совершала плавания между портами всего Финского залива.
5 января 1863 года и эта яхта была исключена из списков судов флота.
Модель яхты «Нева», чертежи, фотографии
«Нева» неизвестного автора и фрагменты модели яхты, хранящейся в коллекции Центрального Военно-морского музея Санкт-Петербурга.
Комплект чертежей, когда-то скачанных во времена свободного доступа на Рутрекер.
Издавались компанией "Микрофлот" Сергея Шлычкова в серии "Корабли под Андреевским флагом".
Общий вид яхты, схема рангоута и такелажа.
Чертёж корпуса, план верхней палубы и внутренняя поверхность фальшборта. Сжема укладки концов бегучего такелажа.
Выкройки парусов
Акварель художника-мариниста Льва Лагорио 1892 года.
|
|