Морские четырёхпалубные лайнеры типа "Михаил Калинин" - по названию головного судна - строились в ГДР на верфи "Mathias-Thesen" в Висмаре.
Это была самая массовая серия отечественных морских грузопассажирских судов - 19 единиц за 6 лет - с 1958 по 1964 годы.
Корабли называли именами Советских деятелей довоенной поры или давали им географические названия с карты СССР.
Лайнеры строились одних размеров, но четырёх модификаций - с несколько разными водоизмещениями и пропорциями грузо- и пассажировместимости, и незначительными конструктивными отличиями.
Они работали во всех пароходствах страны - Балтийском, Черноморском, Дальневосточном, Мурманском, Камчатском и имели неограниченный район плавания.
На судах этого класса имелись 3-4 салона для отдыха, танцевальная площадка, бар, 2 - 3 ресторана, плавательный бассейн, библиотека, медпункт с лазаретом, парикмахерская, секция бытового обслуживания. В большинстве кают были кондиционеры, душевые и сан-узлы.
Теплоходы были снабжены шлюпками на 470 человек соответственно максимальном количеству людей на борту.
Ни одно из них не дожило до наших дней - 4 погибли при различных обстоятельствах, остальные - просто списаны как устаревшие и разделаны на металл. Последней из списанных была "Эстония", переименованная в "ЕкатеринаII" - в 2003 году. После неё оставалась только «Башкирия».
- Водоизмещение 4280 т порожним
5640 т в полном грузу
- Длина - 122,15 м.
- Ширина - 16 м.
- Осадка - 5,18 м
- Высота надстройки - 7,6 м.
- Скорость хода - 17,4 уз.
- Дальность плавания 6472 миль
- 2 дизеля по 2500 эл. л.с.
- Экипаж - до 134 чел.
- Пассажировместимость 315 - 333 чел.
|
Лайнер «Башкирия» был построен в 1963 и сдан в эксплуатацию в 1964 году на Балтике.
Его первым большим походом стал «Рейс дружбы и мира» Н.С.Хрущёва по портам Скандинавии.
В честь этого была выпущена марка, так и не поступившая в продажу из-за отстранения Хрущева от должности. Почти весь тираж уничтожили, уцелело буквально несколько экземпляров, стоящих у филателистов тысячи долларов.
Затем корабль перевели в Черноморское пароходство.
Летом 1974 года эвакуировала с Кипра в Одессу советских дипломатов из-за военного конфликта кипрских греков и Турции.
Начиная с 1973 и до 1983 года теплоход 8 раз доставлял в Антарктиду экспедиции полярников.
В 1980 году на «Башкирии» привезли из Греции огонь Московской Олимпиады.
В промежутках между этими значимыми рейсами теплоход работал на международных линиях всего Средиземноморья, через Суэцкий канал ходил в страны Ближнего Востока, выполнял круизные рейсы вокруг Европы, вдоль берегов Африки, в порты Азии и Латинской Америки.
В 1991 году корабль существенно модернизировали и переименовали в «Odessa Song».
Ещё шесть лет он работал круизным лайнером, а потом был арестован за долги пароходства. Корабль несколько раз перепродавали и шесть раз (!) переименовывали. Последний - таиландской турфирмой в сентябре 2006 г. в "Siritara Ocean Queen".
Всего через месяц лайнер попал в сильнейший тайфун, был выброшен на мель и завалился на бок прямо в акватории Бангкокского порта. Через четыре года его корпус был разделан на металл.
Модель лайнера "Башкирия", чертежи
Модель однотипного "Башкирии" лайнера "Вацлав Воровский" в музее Истории Мурманского морского пароходства.
Статья с чертежами судна из журнала "Моделист-конструктор"
Копия заводского чертежа с фрагментом разреза корпуса и планами верхних мостиков.
Планы палуб с указанием класса и планировки кают.
Фотографии, дающие дополнительно представление о внешнем виде лайнера.