- Водоизмещение - 8 950 тонн
- Длина - 123,9 м
- Ширина - 16,7 м
- Высота - 10,8 м
- Осадка - 6,71 м
- Двигатели - 9ДКРН 50/110
- Мощность - 5200 л.с.
- Скорость - 14,7 узлов
- Дальность рейса 16 000 миль
- Команда - 60-65 чел.
Научный персонал до 70 чел.
|
«Космонавт Георгий Добровольский» - один из четырёх очень похожих судов космической связи, переоборудованных практически по одному проекту в 1975-78 гг. из однотипных лесовозов типа "Вытегралес" 1963-68 годов постройки на Ленинградском заводе им. Жданова. Основой для него стал лесовоз "Назар Губин", построенный там же в 1968г. В качестве научно-исследовательского судна начал службу в 1978 году.
Реконструкция велась по проекту 1929, значащегося под шифром "Селена-М". Главный конструктор серии - Борис Павлович Ардашев.
От первоначальных судов при перестройке оставались только базовые конструкции корпуса и дизельные двигатели.
Другие суда этой модели - «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Виктор Пацаев» и «Космонавт Павел Беляев».
Все четыре судна после модернизации базировались в Ленинграде.
Три других корабля были названы в честь партнёров Добровольского по погибшему в 1971 г. экипажу "Союза-11" - Владислава Волкова и Виктора Пацаева; а так же умершего в 1970-м Павла Беляева.
В честь первого из них в 1979 году была выпущена почтовая марка. Также была отмечена память всего погибшего экипажа на марках СССР, Бахрейна, Чада и почти всех социалистических стран.
Все суда принадлежали Службе Космических Исследований Отдела Морских Экспедиционных Работ Академии Наук СССР (СКИ ОМЭР АН СССР).
Находясь в разных точках земного шара эти четыре судна вместе с другими судами космической связи помогали обеспечивать работу практически всех космических программ начиная с 1977 и до 1994 года - станций "Салют-6", "Салют-7", "Мир", комплекса "Энергия-Буран", ГЛОНАСС и других.
Для судна "Космонавт Георгий Добровольский" в отчётных документах использовалась аббревиатура "НИС КГД". Названия трёх других судов также сокращались до шестибуквенных аббревиатур "НИС КВВ", "НИС КВП" и "НИС КПБ"
Последним экспедиционным годом ля "Добровольского" стал 1991. В 1998-99 гг. он прошёл переоснащение для участия в проекте "Sea Launch". В 1999 году в рамках этого проекта велась подготовка к новому рейсу, но он был отменён. В 2005 судно было списано, а в 2006 - разобрано в индийском Аланге.
"Беляев" и "Волков" были разделаны ещё в 2000-м.
"Виктор Пацаев" в 2001 г. был поставлен к причалу Музея мирового океана, но его аппаратура продолжала использоваться вплоть до 2017 года для обеспечения работы МКС.
Сейчас - по состоянию на ноябрь 2020 - рассматривается вопрос о переводе его в Кронштадт как составной части паркового комплекса "Патриот".
Модели НИС "Космонавт Георгий Добровольский" мне, к сожалению, найти не удалось, равно как и модели "Волкова".
Однако есть «Космонавт Павел Беляев», находящийся в экспозиции Музея судостроительного завода "Северная верфь" в Санкт-Петербурге.

И другая модель судна проекта № 1929 "Селена-М" - «Космонавт Виктор Пацаев» из коллекции Музея мирового океана в Калининграде.
Заводские чертежи судов проекта "Селена-М" из архива ЦКБ "Балтсудопроект", опубликованные на сайте ветеранов флота космической службы
niskgd.ru
Общий вид судна сбоку

Компоновка внутренних помещений

План главной палубы

План верхней палубы

План палубы надстроек первого яруса

Планы палуб надстройки второго яруса, ходового и верхнего мостиков, крыша рубки.

Теоретический чертёж корпуса

Подпалубные помещения:
Первая платформа

Вторая платформа

Трюм

Двойное дно

Главная навигационная и радио-техническая аппаратура судов:

Спецификация основных элементов судового оборудования:
