39.4 Изготовление носовой фигуры модели корабля
Для модели парусника качественно сделанная носовая фигура означает не меньше, чем для её реального прототипа.
Она во многом определяет внешний вид всего корабля и служит её истинным украшением.
Когда-то, делая свои первые пробные модели в единственных экземплярах, я вспомнил свои навыки профессионального резчика по дереву
и сделал пару резных миниатюрных деревянных фигурок из древесины яблони и клёна. Приём, конечно, эффектный,
и для профессиональной мастерской модели единственно возможный, но при этом требующий и определённого, весьма приличного мастерства,
и очень немалого времени, да и непременно качественного материала.
Поэтому, перейдя к мелкосерийному производству моделей, этот способ себя не окупал, и от него, хотя и с немалым сожалением, пришлось отказался.
Сейчас я делаю носовые фигуры из двух зеркально симметричных половинок методом объёмного тиснения по плотной металлической фольге.
Фольгу беру самую доступную – от тюбиков из-под зубной пасты. Предпочтительно, что-бы лак, которым они всегда покрыты изнутри,
был-бы ярко-жёлтого цвета (что бывает далеко не всегда)— это в дальнейшем весьма облегчает золочение готовой фигурки.
Краску, нанесённую на тюбик снаружи, лучше смыть ацетоном или любым нитро-растворителем — например №646.
Оставленная краска не даст возможности чётко видеть рисунок с обратной стороны, а отслаиваясь в дальнейшем может помешать качественно
сформировать фигурку.
Процесс работы здесь практически идентичен изготовлению украшений из фольги для транца, описанному в предыдущей главе.
Выполняя тиснение, в первую очередь старым стержнем от шариковой ручки с лицевой стороны продавливается контур рисунка,
затем с изнанки подчеркивается и выдавливается рельеф, и вновь с лицевой стороны в нужных местах опускается контур.
Для достижения выразительного объёма этот процесс повторяется два-три раза. Пытаться сразу получить достаточный объём не стоит — заготовка деформируется, и качественного рельефа не получится. Когда желаемый результат будет достигнут, половинка фигуры аккуратно вырезается простыми ножницами.
Обратная поверхность профиля грунтуется пластилином так, что-бы он покрыл её полностью и заполнил все мелкие части рельефа.
Затем одна из половинок устанавливается на форштевне и с помощью пластилина формируется начальный объём скульптуры.
Затем устанавливается вторая половинка и пространство между ними целиком заполняю пластилином.
Там, где изображение не требует дальнейшей проработки - задняя часть фигурки, или её участки,
примыкающие к боковым плоскостя форштевня проклеиваются ПВА, с тем, что-бы вся фигура хорошо зафиксировалась на своём месте.
Когда клей схватится и не будет риска случайно сместить детали, оставшиеся участки выравниваются,
и, при желании можно проработать на пластилине мелкие детали - .
Затем уже вся фигурка ещё раз проклеивается ПВА и как минимум в два слоя окрашивается золотой краской.
Вся операция совершенно не сложная, но всё-же требующая определённого навыка и опыта, поэтому с первого раза едва ли выйдет ожидаемо хорошо.
Но в итоге по такой технологии тоже могут получится вполне приличные, особенно для малого масштаба, фигурки –
на фотографиях рис. 40.11 – 40.13 показаны ростры первого варианта модели линейного корабля «Ингерманланд» и Трёх Иерархов,а так-же брига «Меркурий».