Модель португальской каравеллы
Истори и характеристики корабля.
О модели
Модель построена почти 30 лет назад. Первый корабль со сложными обводами, построенный после травмы. Делал для того, чтобы восстановить утраченные и приобрести новые навыки, понять что могут делать руки, абсолютно не предполагая возможную продажу. Просто для дома, как подарок семье.
-
Породы древесины, использованные при постройке:
- Копус - шпон ореха, на картонно-деревянной основе
- Палуба - бук.
- Рангоут - берёза.
- Паруса сделаны из батиста с вырезанными из красной ткани и наклееными крестами.
- Подставка - красное дерево (махагон)
Модель строилась по чертежу из книги С. Катцера "Флот на ладони". Примерный масштаб - 1:200.
О корабле
Бирема (от латинского bi- — "двойной" и remus — "весло") - римский тип военной галеры с двумя рядами вёсел. В Греции, где это тип корабля появился на несколько веков раньше, суда подобной модели назывались "диера" (ди- от "дуо" "два" и "ерео" - "грести").
Римский и греческий варианты судна очень мало, чем отличались друг от друга. На римских могли быть несколько большие башни для лучников, на корме- штандарт с символом легиона, к которому принадлежал корабль.
Характерным Римским нововведением стали, пожалуй, только перекидные мостики-вороны с "клювом" на конце для сцепления с вражеским кораблём и перехода на него отряда пехоты для абордажного боя. Греческий тип ведения морских сражений предполагал прежде всего использование тарана.
По бортам биремы навешивались щиты для защиты гребцов от стрел противника.
Как правило, такие суда снаряжались одним большим парусом на главной мачте. В дальнейшем появился и ещё один маленький, также прямоугольный на вынесенном вперёд бушприте.
Современные реконструкции бирем показали их довольно хорошую манёвренность при ходе под парусами. Это достигалось за счёт того, что поднимая один конец главного рея и развворачивая его вдоль оси корпуса, функции паруса могли приближаться к появившемуся только около IX века латинскому парусу.
На мачте часто устраивались огороженные марсовые площадки для стрелков (на модели не показано)
На корме обычно устанавливался шатёр или палатка для офицеров и командира.
По оси корпуса вдоль всей его длины шёл мостик для надсмотрщика за гребцами.
Управление гребными судами вплоть до XII производилось с помощью рулевых вёсел, тормозящих ход корабля с нужного борта. И только потом появился традиционный современный руль.
Загнутые вверх форштевень и корма модели изначально, на заре кораблестроения, были оправданы конструктивно - корпус судна стягивался канатом за нос и корму наподобии лука, что увеличивало его прочность. Однако с развитием технологий эти формы остались просто как дань традиции и играли чисто декоративную роль.
Изображение глаз на носу корабля также идёт из глубокой древности, и изначально, наверняка имело магическое значение. Порстепенно это тоже стало просто традицией.