История
Основные характеристики
Вооружение
Экипаж
Чертежи
Модель парусного корабля "Vasa".
История
64-пушечный флагман короля Швеции Густава II Адольфа Васы
получил своё имя в честь шведской королевской династии. Строил его в 1625 - 1628
гг. на королевской верфи в Стокгольме голландский мастер Хенрик Хибертсон.
Размеры и вооружение судна определил сам король, стремясь сделать его самым
мощным и красивым кораблём в мире.
При постройке использовали приблизительно тысячу дубов из
королевских лесов. У "Vasa" была пятипалубная кормовая надстройка высотой почти
20 м, богатый золочёный декор - только скульптур было более 700.
Пушки шести различных калибров - от 1 до 62-фунтовых (!) ,
что создавало путаницу с зарядами. Пушки вместе с боезапасом весили около 80 т.
В отсутствии точных расчётов остойчивость корабля оказалась слишком плохой.
Тяжелоё резное убранство, высокая корма и крупнокалиберные пушки на верхней
палубе сместили центр тяжести вверх.
Условия службы были очень тяжёлыми. Команда спала около пушек
на верхней и нижней орудийных палубах. Спали в одежде непосредственно на досках
палубного настила. Не было никаких одеял или матрацев.
10 августа 1628 г., выходя в свой первый рейс, корабль
внезапно накренился под резким порывом ветра. В открытые пушечные порты хлынула
вода. На глазах у короля и изумлённой толпы корабль под всеми парусами в
считанные минуты ушел на дно Стокгольмской гавани, на глубину около 30 м.
К счастью, большинство людей стояли на верхней палубе, так
что они успели броситься в воду и их спасли многочисленные суда, эскортировавшие
флагманский корабль. Но 50 человек погибли.
Первые попытки поднять корабль были предприняты уже через три
дня. При этом удалось поставить корабль вертикально.
В 1664 г. предприняли попытку спасти часть оборудования. Был
изготовлен специальный колокол, который погружали на глубину до 30 м. Воздух
оказывался в верхней части колокола. В течение 20 мин человек, дыша этим
воздухом, мог работать под водой. Работа была чрезвычайно трудной, но несмотря
на примитивность водолазного сооружения, водолазам удалось поднять на
поверхность белее 50 пушек , которые были проданы Германии.
После того, как пушки были проданы, авария постепенно
забылась. Грот-мачта была видна еще в течение приблизительно 100 лет, но и она
ушла на дно. О точном местоположении корабля после этого забыли.
Морской археолог-любитель нашел "Vasa" в 1956 году. К
счастью, Балтийское море идеальное кладбище для деревянных кораблей, поскольку
его вода практически пресная, а в пресной воде не живут черви-древоточцы,
которые за 300 лет полностью уничтожили бы деревянный корпус в любом соленом
море.
Прежде, чем поднять корабль на поверхность, его нужно было
отремонтировать, заделать все пробоины и отверстия от выпавших гвоздей и болтов.
Все отверстия (приблизительно 5000!) были заткнуты так, что "Vasa" смогла
держаться на плаву без посторонней помощи.
Спустя 333 года, в 1961 году, довольно хорошо сохранившийся
корпус корабля был поднят на поверхность. Было решено, что судно должно быть в
максимально возможной степени восстановлено к его первоначальному состоянию, что
судно и скульптуры не будут перекрашены. Вместо этого носовую часть корабля, ют
и скульптуры повторно собрали и заменили. Большинство оригинальных частей
сохранилось.
В 1990 реконструкция и работы по сохранению были закончены,
корабль был помещен в специально построенное здание из стекла и бетона в центре
Стокгольма и превращен в музей.
"Vasa" сегодня - наиболее хорошо сохраненное судно 17-ого столетия в мире.
Габариты модели - 54 * 21 * 49 см. Масштаб 1:125