История
основные характеристики
Вооружение
Парусное вооружение
Конструкция
Шлюпки
Экипаж
Модель линейного крабля "Трёх Иерархов".
Парусное вооружение
На кораблях этой серии на мачтах впервые стали устанавливать четвёртые паруса (бом-брамсели).
На бушприте, вместо прямого паруса на стеньге - бовен-блинда, появились треугольные кливера.
Однако на блинда-рее ещё оставался прямой парус - блинд, выполненны на модели, окончательно вышедшший из употребления в конце XVIII - начале XIX веков.
Между мачтами модели установлены косые паруса - стаксели, увелчивающие манёвренность корабля и позволявшие ему идти нужным курсом при ветрах, существенно отличающихся от попутных.
На бизань-мачте в начале службы сохранялся традиционный латинский парус, позже заменённый на четырёхугольный трапециевидный.
При слабом ветре по два нижних паруса на фок- и грот-мачтах - соответственно фок,
грот и марсели могли дополняться добавочными боковыми парусами
- лисселями, подвешиваемыми на специальных "лиссель-реях" (на модели не показаны).
При сильном ветре площадь этих же парусов уменьшалась за счёт взятия рифов -
подвязыванием специальных верёвок на передней и задней поверхностях паруса.
Боковые кромки - шкаторины парусов оттягивались к носу булинями во избежание резких рывков паруса при порывах ветра. Булини проводились через блоки и крепились к шкаторине в двух - четырёх точках в зависимости от размера паруса.
Для уменьшения площади больших парусов (нижних и марселей) применяли рифы — ряды шнурков — сезней, продетых через отверстия в нашитых на парус горизонтальных полосах ткани, называемых риф-бантами.