История:[1]
[2]
[3]
Характеристики
Нос
Шлюпки
Вооружение
Корма
Бронирование
Флаги
Модель броненосца "Потёмкин".
История дальнейшей службы корабля
В результате восстания 26 июня броненосец "Князь Потемкин-Таврический" оказался в Румынии и на следующий
день был возвращён России.
Чтобы стереть всякую память о бунте команды, было решено изменить имя корабля и в сентябре того же года корабль был переименован в "Пантелеймон". Но
потемкинские традиции и настроеения в экипаже всё-таки остались. Экипаж "Пантелеймона"
в числе первых на Черноморском флоте поддержал Севастопольское восстание матросов под командой лейтенанта П.П.Шмидта на крейсере "Очаков" в ноябре 1905 года.
В силу того, что на броненосце в тот момент не было модели боевого вооружения, активного участия в восстании он принять не смог, ограничившись отдельными,
достаточно пассивными выступлениями команды. Мятеж-же на самом крейсере был подавлен в течении трёх дней.
В декабре 1907 года на флоте была принята новая классификация боевых кораблей. В соответствии с ней эскадренные броненосцы аналогичной "Пантелеймону" модели отнесли к линейным
кораблям. В 1910 году линкор прошёл капитальный ремонт на верфи судоремоентного завода в Севастополе.
Во время первой мировой войны линкор "Пантелеймон" участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей.
5 ноября 1914 принимал участие в бою с Германскими крейсерами у мыса Сарыч близ Ялты и 10 мая 1915 в бою у пролива Босфор.
После Февральской революции 1917 года кораблю, хотя и не полностью, вернули прежнее название, убрав из него дворянский титул.
Он стал называться "Потемкин-Таврический". А ещё через
месяц, учитывая революционные заслуги его экипажа, опять, уже в четвёртый раз, присвоили новое имя
"Борец за свободу".
29 декабря 1917 года линкор вошёл в состав Красного Черноморского флота, но в каких-либо активных боевых действиях участия уже не принимал.
С марта 1918 года находился на хранении в военном порту Севастополя не раз переходя из рук в руки. 1 мая 1918 года там он был захвачен германскими кайзеровскими
войсками. Позднее он перешел в руки деникинцев,
а 24 ноября 1918 года - англо-французских войск.
22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования несколькими взрывами повреждён и выведен из строя.
29 апреля 1919 года был освобождён частями Украинского фронта РККА,
но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года
Севастополя частями Рабоче-кретьянской Красной армии в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа
и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ.
В данное время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.
Фрагмент другой мачты находится в качестве экспоната в Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
История строительства
Восстание на броненосце
Габариты модели 62 * 16 * 36 см