История
Характеристики
Вооружение
Бронирование
Шлюпки
Модель крейсера "Память Азова".
История службы
Броненосный крейсер "Память "Азова"" был построен в 1886 - 1888 гг.инженерами Е.П. Андрющенко и П.А. Титовым на Балтийском заводе Санкт-Петербурга.
Имя ему было дано в честь подвига линейного корабля "Азов", в 1827 году в ходе
Наваринского сражения в одиночку выигравшем бой с пятью турецкими кораблями.
За этот подвиг корабль был награждён первым в истории почётным Георгиевским
флагом.
Новый крейсер предназначался для патрулирования океанских торговых путей в
случае вероятной войны с Великобританией. После ходовых испытаний в 1890 г.
он вступил в строй.
В 1891г. под командой капитана I ранга Н. Н. Ломена корабль
совершил переход во Владивосток через Средиземное море, Суэцкий канал, с
заходом в Грецию,
Египет, Индию, Китай и Японию. В плавании участвовали будущий российский
император Николай II
и его брат, цесаревич Георгий Александрович, служивший на корабле мичманом.
В честь этого плавания фирма Фаберже по заказу Александра
III изготовила два разных пасхальных яйца с миниатюрными моделями крейсера внутри.
Во время пребывания в Японии на цесаревича Николая было совершено покушение,
при котором он был ранен сабельным ударом в голову. Из Владивостока цесаревич вернулся поездом
через Сибирь, а крейсер к 1892г. перешёл на Балтику прежним путём.
В ходе плавания обнаружился перегруз корабля, увеличивавший его
осадку и снижавший мореходность с полным запасом угля и боекомплектом.
После ремонта и некоторого уменьшения перегруза крейсер в 1893
году вошел в состав Средиземноморской эскадры, а в 1894 вновь был переведён на Дальний Восток.
В 1898 году крейсер участвовал в торжественной церемонии передачи России Порт-Артура.
До 1900 г. "Память "Азова"" входил в состав Российской тихоокеанской
эскадры. Её усиление позволило России расширить своё влияние на Дальнем Востоке
и окончательно закрепить Порт-Артур за собой.
В 1900 г. крейсер вернулся в Кронштадт и до 1904 г. прослужил в учебном отряде.
Летом 1901 г. крейсер под командованием адмирала З.П. Рожественского в
присутствии Николая II и императора Германии провёл успешные показательные
манёвры и учебные стрельбы.
В 1904 -1905 гг.корабль был поставлен на капитальный ремонт и модернизацию. В
ходе работ усилили бронирование, заменили подводную обшивку, артиллерию, части
двигателя, убрали парусное вооружение, бизань-мачту и бушприт; модернизировали
все системы и коммуникации. На крейсере были установлены электрооборудование,
телефонная и радио связь
В июле 1906 г., во время учений, в порту Ревеля (Таллин) на крейсере произошло
восстание подстрекаемых большевиками матросов. Оно было подавлено. 18 зачинщиков
- расстреляны. После этого корабль было решено переименовать. С 1909 г.
"Память "Азова"" стал называться "Двина".
До 1915 г. крейсер был учебным кораблём Балтийского флота, совершая рейсы с
курсантами высших морских школ.
В 1915 г. "Двина" стала базовым кораблём Балтийского отряда
подводных лодок Великобритании - союзницы России в Первой Мировой войне.
После Февральской революции 1917 г. крейсеру вернули отобранное за
революционные выступления 1906 г. имя - "Память "Азова"".
Союзные отношения России с Великобританией в это время стали уже невозможны.
Англичане вывели свои войска, и крейсер теперь стал базой российских лодок.
В период Гражданской войны в России Великобритания поддерживала белое движение.
В ночь на 18 августа 1919 г. английские торпедные катера провели атаку на советский
флот, стоявший в гавани Кронштадта. Единственным кораблём, ставшим жертвой этого нападения, оказался
"Память "Азова"", стоявший ближе всех ко входу в бухту.
В 1925 г. полузатопленный корпус крейсера был поднят и сдан на слом.
Длина крейсера на момент постройки - 115,6 м, ширина - 15,6 м, осадка - 7 м.
Водоизмещение - 6730 т, мощность - 5720 л.с., скорость - 16,8 узлов,
дальность плавания - 6100 миль.
Экипаж - 23 офицера, 546 матросов.
Чертежи и схемы:
Общий вид, компоновка корпуса
Рангоут, шлюпки, орудия
Надстройки, паруса