На всех боевых, в том числе и линейных кораблях Российского флота уже с самого начала XVIII века предусматривалось
обязательное наличие четырёх больших становых основных якорей, расположенных в носовой части по бокам корпуса.
Кроме того, один запасной якорь хранился в трюме.
Плюс к тому до 8 (для самых больших кораблей 1-го ранга
120-пушечных моделей) малых вспомогательных якорей — верпов, кошек.
Становые якоря несколько различались
по размеру и весу, хранились попарно на русленях фок-мачты и назывались в зависимости от своего места - плехт (самый большой),
той, дагликс и бухт. Запасной якорь назывался шварт.
В России в первые несколько лет века использовались голландские якоря с округлыми рогами, а с начала 1710-х годов, особенно
на больших линейных кораблях стали применять пряморогие якоря английской модели.
Масса самого большого якоря ещё с XVII века определялась по формуле, разработанной изначально английским кораблестроителями,
и затем достаточно быстро прижившейся во флотах всех крупных морских европейских держав.
1/2(L+B)xB=M,
где L — длина судна в футах,
В — его ширина, так-же в футах,
а М - вес якоря в фунтах.
Масса других основных якорей была чуть меньше чем у плехта и составляла от неё 0,9 -0,95.
Исходя из массы, полученной при расчёте, так-же по специальным формулам определялись и все размеры якоря -
прежде всего - длина веретена и рогов.
Якоря использовались не только для удержания корабля на месте, но и для маневрирования судна в сложных акваториях.
Для этого один или два основных или малых вспомогательных якоря завозились на шлюпках в нужном направлении,
после чего большие якоря "отдавались" (опускались на грунт), а малые чаще как-то иначе фиксировались "по ситуации"
(могли зацепляться за прибрежные камни, или даже за деревья).
Когда всё было готово, после этого команда, иногда до 120 человек,
работая на шпилях, подтягивала корабль в требуемую сторону.
Для предотвращения потери лежащего на дне якоря при обрыве каната, каждый якорь снабжался поплавком - томбуем (на модели не показан), прикреплённым к
нему с помощью троса, за который якорь можно было вытянуть из грунта, поднять к поверхности воды и подцепить на кат-балку.
Система для подъёма якоря со дна называлась кабаляринг.
Группа матросов вращала шпиль, приводящий в движение длинную петлю
троса с рядом верёвочных завязок — шхертов.
Несколько человек подвязывали поднимающийся из воды канат к тросу, а другие при
подходе его к ящику отдавали шхерты и укладывали канат в ящик.
Подняв якорь со дна при помощи шпиля, его крюком за рым вытягивали из воды талями кат-балки, затем сей-талями, оттянутыми
к ноку фок-рея заводился на руслень и принайтовывался тросами к специальным креплениям.
Модель корабля изготовлена с четырьмя большими становыми якорями. Малые якоря на модели не показаны.